ХРОНИКИ ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА

Призваны в мир мы вовсе не для праздников и пирований. На битву мы сюда призваны

Previous Entry Share Next Entry
Теория "естественного" отбора в обществе
Основной
aloban75


Применима ли дарвиновская теория отбора к исторической эволюции?, - задается вопросом  Александр Майсурян. Конечно, не в том фашистском виде, в каком её протаскивают современные либеральчики — "правильные гены", "гены рабства" и прочая нацистско-элитарная муть. В истории отбор идёт не на уровне биологических генов, а на уровне классовых и социальных моделей поведения. И они вовсе не обязательно наследуются потомством и даже сохраняются всю жизнь — человек, в отличие от животного, может перейти из одного класса в другой, хотя даётся ему это и нелегко, и чаще всего он умирает в составе того же класса, в котором и родился.
Но с этими очевидными поправками — применима ли?
Автор этих строк в течение, наверное, уже двух десятков лет доказывал, и печатно, и иными способами, включая интернет, что да, конечно, применима. Правда, меня всегда несколько смущало то, что классики марксизма, при всех их горячих симпатиях к дарвиновской теории эволюции и при всей близости этой простой (и даже, по-моему, очевидной) мысли к марксизму, никогда её вроде бы не высказывали.
Но, оказывается, это не они не высказывали, а просто я был недостаточно знаком с их наследием. Сравнительно недавно прочитал в публицистике Л. Д. Троцкого, ещё 1909 года, такие соображения, которые меня в этом смысле очень порадовали:

"Теория естественного отбора учит, что в борьбе побеждает наиболее приспособленный. Это не значит: ни лучший, ни сильнейший, ни совершеннейший, — только приспособленный.
Вот шеренга нищих на церковной паперти. Среди них безрукий слепец, с вывороченными веками, с гноящимися босыми ногами: жалкий, отвратительный остаток человека. Но безучастно проходят купчихи и чиновницы мимо других нищих, а безобразному калеке подают медный пятак. В его калечестве и уродстве — его преимущество. И в той борьбе за существование, какая ведётся на церковной паперти, он побеждает оружием своей слабости.
Из двух голодных безработных девушек — при прочих равных условиях — легче и скорее вступит на путь проституции та, у которой слабее развиты чувство личности и сознание человеческого достоинства. А другая, может быть, выпьет карболовой кислоты в конторе для найма прислуги. Выживет более приспособленная. Её индивидуальная слабость, её духовная Minder-werthigkeit (неполноценность) превратится для неё в социальное преимущество.
В современном обществе борьба за существование принимает форму конкуренции. Буржуазное гражданское право создает обстановку неограниченной конкуренции в сфере экономической; демократия, — в сфере политической. На семи решетах демократия просеивает и сортирует человеческий материал, чтобы нужные ей элементы поставить затем на надлежащее место. Наивно думать, будто демократия отбирает наиболее "просвещённых" или наиболее "добродетельных". Эту работу выполняют экзаменационные комиссии или те высокие жюри, которые занимаются присуждением монтионовских премий. Демократия отбирает нужных ей, тех, что умеют наиболее громко, шумно, выразительно прокричать о её потребностях."

Источник:
http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotm192.htm

Ну, правда, можно сказать, что Л. Д. высказывает эту мысль про "выживание наиболее приспособленного" в обществе как бы мимоходом, между делом, а не в качестве важного программного положения. Тем не менее он ясно сознаёт всеобщий характер этого правила и происходящих в силу него отбора и конкуренции в обществе.

С точки зрения автора этих строк, такой отбор в истории происходит постоянно. Собственно говоря, в этом и заключается львиная доля всего исторического процесса. Она (история) непрерывно элиминирует и стирает в пыль отжившие своё классы, социальные группы, порождает и выдвигает новые, каждый день и час придирчиво взвешивает на весах целесообразности и жизнеспособности все без исключения существующие модели социального поведения внутри классов, давая преимущества то одной, то другой модели. Именно этим и ничем иным, кстати говоря, и объясняются "волны жизни" (о которых я уже столько писал) в применении к общественным процессам, социальной и классовой борьбе... В том числе и те "приливы и отливы", о которых так много и подробно писал и говорил не только Троцкий, но и Ленин, да и Сталин...







Recent Posts from This Journal


promo aloban75 january 31, 20:50 34
Buy for 50 tokens
Замечательная новосибирская группа Silenzium выпустила новый потрясающий клип, на это раз, на тему рабочего комсомола. Музыка - A.Пахмутова Аранжировка - Наталья Григорьева Автор сценария – Наталья Григорьева, Андрей Береснев Режиссер – Андрей Береснев Ранее я думал, что…

  • 1
Вы совершенно правы: практически те же соображения высказывал известный британский биолог-эволюционист Ричард Докинс в книге "Ген-эгоист", гл.11, где он заметил, что в человеческом обществе биологическая эволюция переходит в культурную, а роль генов в ней начинают играть устойчивые, передающиеся из поколения в поколение "классовые и социальные модели поведения", которые Докинс обозначил термином "мемы".
https://www.litmir.me/br/?b=7296&p=65#section_16
(В этом переводе этот термин переведён словом "мим".)

Edited at 2017-03-24 03:57 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account