ХРОНИКИ ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА

Призваны в мир мы вовсе не для праздников и пирований. На битву мы сюда призваны

Previous Entry Share Next Entry
Почему Горький неудобен современной элите
флаг СССР
aloban75



28 марта 2017 года исполняется 149 лет со дня рождения Максима Горького (родился 16 марта 1868 года по старому стилю). Приближение полуторавекового юбилея буревестника революции официальные власти предпочитают не замечать. Впрочем, это и неудивительно – они напряженно готовятся к 100-летию Александра Солженицына, которое тоже выпадет на 2018 год. Некогда им вспоминать Горького, чьи произведения отнюдь не сахар для власть имущих.


Смотреться в зеркало горьковских "Заметок о мещанстве" для них крайне неприятно – это огромный удар по самооценке. Слова Горького о великой роли науки и образования – это пощечины нынешним погромщикам РАН и высшей школы, внедрителям ЕГЭ, а также поборникам клерикализации образования. А как прикажете реагировать высокопоставленным лицам на следующую фразу писателя: "Великая заслуга перед жизнью и людьми – сохранить в душе истинно человеческое в дни, когда торжествует обезумевшая свинья"? Это же сразу несколько статей Уголовного кодекса и, опять же, удар по самолюбию…
Неудобен Горький в сегодняшней официальной России. Но у всей остальной России, в отличие от "элиты", потребность в Горьком есть.
На пике перестройки и в "лихие 90-е" его имя подверглось шельмованию. Город Горький переименовали обратно в Нижний Новгород, с логотипа "Литературной газеты" исчез его профиль, количество часов на изучение горьковских произведений в школе сжималось, как шагреневая кожа. На сегодняшний день ситуация не изменилась. На днях из села Молоково Ленинского района Подмосковья пришла грустная весть. При реконструкции дома культуры "Буревестник" с фасада был демонтирован профиль писателя. Осталось лишь графическое изображение буревестника. Но без горьковского профиля оно символизирует только отряд длиннокрылых и короткохвостых морских птиц.

  • Налицо борьба с исторической памятью – тихая, медленная, ползучая "декоммунизация" и "десоветизация". Как горьковский Уж из "Песни о Соколе". Впрочем, тихое выдавливание Горького из пространства исторической памяти проходит еще и путем подмены смыслов. Любители лишний раз упрекнуть советскую власть с упоением цитируют некоторые выдержки из горьковских "Несвоевременных мыслей". Но ценители такого занимательного чтения забывают (сознательно или случайно), что разногласия Горького с большевиками в период Октября имели временный характер. Выдергивая из контекста цитаты, "Красного Максима" пытаются обесцветить и представить чуть ли не либералом. Между тем, трудно найти среди отечественных писателей начала ХХ века большего врага самодержавия и капитализма, жаждущего грядущей революции и становления социалистического общества. Горьковская ненависть к капитализму была искренней, органичной. Она вытекала из подробнейшего знания жизни тех, кто был брошен на самое дно общества, из богатого личного опыта.




В художественных произведениях Горького перед нами предстает жизнь "России, которую мы потеряли" – без прикрас. В горьковской публицистике мы находим осмысление этих явлений. Языком не только писателя, но и публициста, просветителя, политика, борца. Горький никогда не затушевывал острых вопросов жизни, он ставил их ребром.

  • Вот яркий пример того, как писатель охарактеризовал взаимоотношения имущих классов царской России и народа: "Когда вы говорите о любви, вы вашей сладкой речью хотите только заговорить зубы ваших ближних, оскаленные голодом и злобой, вам кажется, что, смягчив любовью сердца озлобленных и угнетенных вами, вы можете ослабить силу их справедливой мести. Вы лицемерите, когда зовете братьями людей, которых вы поработили, вы лжете, проповедуя любовь тем людям, в сердцах которых вы сами же посеяли зависть, ненависть и злобу. Вы искренни, конечно, когда советуете ближним вашим: люби нас. Но вы скрываете за этими словами другие, более правдивые слова: несите терпеливо, не возмущаясь, без ропота тяжелый гнет труда, унижения, нищеты, возложенной нами на ваши спины. Но вы все нагло лжете, когда говорите своим рабам: мы тоже любим вас".


Эти слова заставляют вспомнить риторику современных политических деятелей России, в которой часто употребляется слово "единство" и его производные. "Единая Россия", "народное единство" – слишком часто мы слышим эти словосочетания. Горький не испытывал иллюзий насчет того, что глубокие социальные противоречия можно разрешить тихо и мирно: "Рабов – нельзя любить! Их можно только презирать или бояться". В этом раскрыта жестокая правда того, что официальные профсоюзы называют сегодня красивой фразой "социальное партнерство", прикрываясь которой, власть производит демонтаж остатков социального государства.


Титульный лист газеты Красная Звезда 4 мая, 1934. Максим Горький возвращается в СССР из Италии|Фото: tyrant.ru

Писателю чужда идеализация русского народа – он не перестает говорить о тяжелом пьянстве среди низов, вопиющей неграмотности и бытовании самых диких суеверий, о бытовой жестокости, о разгильдяйстве и лени многих подневольных работников. Но в этих словах нет ни презрения, ни русофобии – есть только боль и видение социальных корней этих пороков. Но вместе с тем и горячее желание их изжить, искоренить, раскрыть миру тот великий потенциал, что таится в народе. Очень ярко это проявляется в романе "Мать", где рабочий Павел Власов проходит путь от забитого бытовыми тяготами и пороками рабочего до революционера.

  • Великая вера в человека, в возможности человеческого разума и человеческой воли жила в Горьком. И свой общественный долг писатель видел в том, чтобы помочь раскрыть эти возможности миллионам рабочих и крестьян.

Он очень хорошо выразил его в одном из рассказов цикла "По Руси": "Иду во тьме и сам себе свечу; мне кажется, что я живой фонарь, в груди моей красным огнем горит сердце, и так жарко хочется, чтобы кто-то боязливый, заплутавшийся в ночи – увидал этот маленький огонь…". Отсюда – его гигантская общественно-политическая активность. Он сбивается с ног, дабы посетить высших царских сановников и предотвратить расстрел рабочих 9 января 1905 года. Когда власть проявила глухоту, и расстрел все-таки состоялся, он безоговорочно выступил против самодержавия, на стороне народа. В 1912 году Горький из своих средств внес треть капитала, необходимого на издание большевистской газеты "Правда". После Октября он стоит у истоков борьбы за ликвидацию безграмотности, инициирует создание крупных издательских проектов "История Гражданской войны", "История фабрик и заводов".
А.М.Горький в гостях у автозаводцев.1928 год|Фото: remontzil.ru
Благодаря чуткости и колоссальному знанию человеческой природы, Горький ввел в советскую литературу десятки новых авторов, сумел разглядеть во вчерашних рабочих, крестьянах и солдатах будущих "инженеров человеческих душ". Очень символично, что при Иосифе Сталине именно Горький стал первым председателем Союза писателей СССР и получил членский билет за №1. Советская литература была в значительной мере его детищем.

Максим Горький, Иосиф Сталин|Фото: stalinism.ru
А вот мнение современного либерального писателя Дмитрия Быкова: "Россия — бросовая страна с безнадежным населением… Российское население неэффективно. Надо дать ему возможность спокойно спиться или вымереть от старости, пичкая соответствующими зрелищами".
Дмитрий Быков|Фото: ru-bykov.livejournal.com
Разительное отличие от горьковского мировоззрения и деятельности, не правда ли? Отличие большевика от современного российского либерала. Впрочем, сам Горький поставил диагноз таким взглядам, назвав их "мещанским цинизмом". Даже находясь на пике известности и славы, Алексей Максимович [настоящие имя и отчество, - прим.] не утрачивал связи с той средой, откуда он вышел. Его близость к рабочему люду была общеизвестной. В Хабаровске есть микрорайон, известный под названием Поселок им. А.М. Горького. В марте 1932 года главное управление воздушного флота объявило о строительстве авиаремонтного завода и моторных мастерских в Хабаровске. Через два года на пустом месте выросли корпуса нового завода – сдан в эксплуатацию мотороремонтный цех, продолжалось строительство самолеторемонтного цеха. Завод приступил к решению своей главной задачи – ремонту авиационных моторов. Именно в те радостные для рабочих завода дни была высказана мысль – дать предприятию наряду с номером еще и имя. Коллектив рабочих направил письмо Горькому, в связи с их просьбой в адрес правительства назвать завод в его честь. Писатель с большим вниманием отнесся к письму хабаровских рабочих завода №83 и написал обстоятельный ответ, опубликованный в газете "Тихоокеанский авиаработник".
тихоокеанский авиаработник, цель работы вашей прекрасна, Горький|Фото: личный архив Станислава Сливко
В нем были такие слова: "Я горячо благодарю вас за хорошее, дружеское письмо и за торжественное ваше обещание начать решительную борьбу против некультурности в производстве и быте. Разумеется, я твердо уверен, что если вы обещаете, значит сделаете. Цель работы вашей прекрасна, высока, и если путь к ней еще труден, вы уже видите, что с каждым годом пролетариат делает путь этот все шире, легче, с каждым годом все быстрее растет жажда знаний, жажда культурной жизни".
первостроителям поселка и завода|Фото: личный архив Станислава Сливко
И завод, и поселок решением правительства получили имя А.М. Горького. А коллектив завода в полном объеме сдержал слово, данное "буревестнику революции". Но сегодня на некогда могучем предприятии работают около 200 человек в нескольких цехах - завод на грани банкротства… Многие цеха со сложнейшим оборудованием разгромлены, площади сдаются частникам, повсюду следы запустения.

Очень хочется верить, что все станет иначе, и вновь мимо горьковского портрета со словами "Цель работы вашей прекрасна" через проходную будут устремляться к рабочим местам тысячи рабочих. Но никаких предпосылок для этого сейчас нет. Для этого нужна не только кардинальная смена социально-экономического курса, но и изменение самой сути общественных отношений. В обществе, где человек труда угнетен, бесправен, задавлен нищетой и отстранен от рычагов власти, не может быть и речи о нормальном развитии. Огромный творческий потенциал, который есть в народе, расходуется попусту и идет на обогащение лишь немногочисленной прослойки олигархии и бюрократии. В раскрытии этого потенциала, в преобразовании общества на основе освобождения труда и уважения к человеку труда Горький видит огромную гуманистическую значимость идей социализма.

Горький сумел разглядеть в Великой Октябрьской социалистической революции то, что некоторые отказались и сейчас отказываются увидеть за кровавыми событиями Гражданской войны: "Революции никогда не являлись паузами в истории культурного роста человечества, революция – это процесс вызова к жизни новых творческих сил". Пожалуй, это одно из лучших определений революции, которые когда-либо были даны в отечественной литературе. Встречая 100-летие революций 1917 года, нам стоит об этом помнить.

Станислав Сливко, член президиума Хабаровского краевого совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), кандидат исторических наук, специально для Накануне.RU
***

Главное достоинство Солженицына для нынешних «элит» – никакие не бессмертные строки. Строки вполне себе местами паскудные (оправдание власовцев и коллаборционистов, напр.).
Единcтвенный «диамант» солженицынских бдений – его 66 миллионов репрессированных. Взятых из необъятных просторов солженицынских нейронов. Тиражируемых на солженицынских чтениях и прочих антисоветских шабашах.
=Arctus=


Почему Горький неудобен современной элите





Recent Posts from This Journal

  • Граненая ложь

    Предательство памяти о Великой Отечественной войне ветеранами – самое изощренное предательство. Предательство, осуществленное рядом…


promo aloban75 january 31, 20:50 33
Buy for 50 tokens
Замечательная новосибирская группа Silenzium выпустила новый потрясающий клип, на это раз, на тему рабочего комсомола. Музыка - A.Пахмутова Аранжировка - Наталья Григорьева Автор сценария – Наталья Григорьева, Андрей Береснев Режиссер – Андрей Береснев Ранее я думал, что…

  • 1
А как прикажете реагировать высокопоставленным лицам на следующую фразу писателя:
///
"...Думаю, что нигде не бьют женщин так безжалостно и страшно, как в русской деревне, и, вероятно, ни в одной стране нет таких вот пословиц-советов:
«Бей жену обухом, припади да понюхай - дышит? - морочит, еще хочет». «Жена дважды мила бывает: когда в дом ведут, да когда в могилу несут». «На бабу да на скотину суда нет». «Чем больше бабу бьешь, тем щи вкуснее».
Сотни таких афоризмов, - в них заключена веками нажитая мудрость народа, - обращаются в деревне, эти советы слышат, на них воспитываются дети....
Говоря о жестокости, трудно забыть о характере еврейских погромов в России. Тот факт, что погромы евреев разрешались имевшими власть злыми идиотами, - никого и ничего не оправдывает. Разрешая бить и грабить евреев, идиоты не внушали сотням погромщиков: отрезайте еврейкам груди, бейте их детей, вбивайте гвозди в черепа евреев, - все эти кровавые мерзости надо рассматривать как «проявление личной инициативы масс»....
Когда в «зверствах» обвиняют вождей революции - группу наиболее активной интеллигенции, - я рассматриваю эти обвинения как ложь и клевету, неизбежные в борьбе политических партий, или - у людей честных - как добросовестное заблуждение."
М.Горький ///
Кстати,М.Горький родился и вырос в богатой обеспеченной семье,ни в чём не нуждался,"элита",как сказали бы сегодня.
А горд Горький не ПЕРЕИМЕНОВАЛИ,а вернули своё собственное имя,не путайте туризм с эмиграцией.
Например если ваше имя Иван,а вам захочется быть Степаном,это и будет ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ.

А как прикажете реагировать высокопоставленным лицам

Мм-да! Кого вы спрашиваете? Я прочитал. И что - должен "приказать высокопоставленным лицам" осудить (или оправдать?) свинцовые мерзости русско-царского быта? Или осудить Горького за то, что он об этом писАл?Так это же зависит от того, булкохруст высокопоставленноелицо, или нет! А вы таки из каких будете? Из "лжи и клеветы", или из "добросовестно заблуждающихся"? ПС. Я из "людей честных" и даже не "заблуждавшихся добросовестно" по описанным поводам-потому что для меня это уже были мрачные предания старины.

Re: А как прикажете реагировать высокопоставленным лиц

Я вверю русскому писателю М.Горькому.
Я верю русскому писателю А.Солженицыну.
Я верю французскому писателю В.Гюго.
Ничего плохого нет в том, чтобы изучать историю по художественной литературе.

Re: А как прикажете реагировать высокопоставленным лиц

"Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто - в Иисуса,
Кто ни во что не верит - даже в черта, назло всем,-
Хорошую религию придумали индусы:
Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.... Пускай живешь ты дворником - родишься вновь прорабом,
А после из прораба до министра дорастешь,-
Но, если туп, как дерево - родишься баобабом
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь".

Edited at 2017-04-02 02:34 pm (UTC)

Re: А как прикажете реагировать высокопоставленным лиц

Вот и славно, мы поняли друг друга.
Вы радуетесь мерзостям русско-царского быта,например вместе с хохлами и латышами,а я радуюсь мерзостям французско-республиканского быта,который был хуже русско-царского.
Каждому своё.

Re: А как прикажете реагировать высокопоставленным лиц

Так. С чего Вы взяли, что я радуюсь? Закрыли тему. Радуйтесь своей толщине!

  • 1
?

Log in