ХРОНИКИ ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА

Призваны в мир мы вовсе не для праздников и пирований. На битву мы сюда призваны

Previous Entry Share Next Entry
Советские школьники (Много фото)
страна СССР
aloban75




О ШКОЛЬНИКАХ 50-х

Школу я окончил в 1956 г. Сейчас, посмотрев нашу уже перестроечную школу 80-х годов (мои дети учились), посмотрев школу на Западе, я скажу, что в 50-е годы советская школа “созрела” и выявила свои главные качества. Это было великолепное творение нашей культуры и всего народа. И явление это было чисто советское. Возможно, неповторимое и, видимо, в нынешней России его не удержать.

Это было явление во многом духовное и художественное, взлет его связан с Победой и многими культами, которые нельзя поддерживать искусственно. Не получается. Конечно, если бы мы поняли, что такое наша школа, то многое можно было бы закрепить и воспроизвести и в “хладнокровных” условиях. Но понимания, думаю, не было, его не видно и сейчас. Тогда мы об этом не думали. Казалось, что все черты советского жизнеустройства - вещь естественная, так что же о них думать.

В старшие классы к нам пришло уже много учителей нового поколения, они учились во время войны, это были уже в основном интеллигенты во втором поколении, хорошо образованные. Но, благодаря пережитой в юности войне, люди исключительно чуткие. Они ценили каждого из нас, как это полагается в христианстве. Но спуску не давали и требовали от всех нас стать личностями, не опускаться.



Многие видели хороший лирический фильм по повести В.Распутина “Уроки французского”. Я люблю этот фильм, но в одном смысле в нашей школе было совсем по-другому. Умная и тонкая учительница маленького Распутина говорит ему, что он должен хорошо питаться, чтобы хорошо учиться - потому что он очень способный мальчик, не то что другие, балбесы. Наши учителя таких вещей не говорили и, по-моему, не думали. Сейчас я перебираю в памяти всех их, все наши разговоры - такого не могу себе представить. Если бы мне кто-нибудь из учителей такое сказал, это была бы для меня вещь постыдная, мне было бы очень неудобно за учителя.


Учительницы наши были разного достатка. Но все молодые учительницы приходили в класс хорошо, элегантно одетыми. Все были чем-то красивы - движения, речь, все было так, будто каждый приход к нам в класс был важным событием. Мы об этом никогда не говорили, но очень ценили.

Муж нашей классной руководительницы был азербайджанец, и мы любили ходить к ней домой делать стенгазету. Ее свекровь по-русски не говорила, молча ставила перед нами блюдо с какими-то восточными сладостями, две маленькие дочки лезли к нам рисовать. Ольга Францевна была человеком исключительной доброты. Но дело не просто в доброте. Она была, выражаясь суконным языком, “продукт советского строя” - и “производитель” этого строя. Перебирая в памяти людей, которые были бы совершенно несовместимы с тем антисоветским, что мы сегодня видим в России, я бы сразу назвал ее. Она была абсолютно чужда пошлости и ни перед кем не заискивала, будучи при этом покладистой и разумной. И была она замечательным педагогом. Мы понимали математику так, будто в ней ничего сложного не было. Такая у нашей учительницы была культура мысли и слова.

Вообще, это может показаться странным, но наши школьные учителя были по своему уровню выше университетских преподавателей, какими я их узнал в МГУ. То есть, конечно, те в своей области были мастерами, но учителя в общем, как тип интеллигента, были людьми удивительно широкими. Они могли говорить о проблемах бытия. Даже наши с ними стычки и конфликты как-то оборачивались важной стороной, что-то из них западало в душу. Школа не была фабрикой, а мы не были винтиками.

<>Все мы в школе были пионерами. Во время перестройки наговорили много ерунды об этой организации, раздули миф. Никакой идеологией нас не давили, а пользы было много. Прежде всего, это был способ соединить нас со старшеклассниками. Были у нас вожатые и что-то вроде шефов из старших классов. Это было большое дело. Зря только, думаю, разводили псевдодемократию — выборы всяких председателей отрядов и т.д. Не нужно это детям, лучше бы учительница назначала с общего согласия. Все равно она решала. Но и особого вреда в наше время от этого не было.

Самое полезное дело, что делалось через пионерскую организацию, на мой взгляд, была помощь «отстающим». Об этом тоже много всяких глупостей наговорено. А это было, я думаю, великое дело нашей школы. У нас в классе я бы затруднился назвать кого-нибудь глупым или неспособным. Но тип мышления был у всех очень разным. А школьная методика, как ни крути, была нацелена на некоторый средний тип. И многие ребята не ухватывали ее суть, не успевали освоить способ обучения. Отставали и начинали бояться, все сильнее и сильнее. Начинали считать себя глупыми. У учителя не только времени не было всем им помочь, его такие ученики начинали стесняться, и он им уже ничего не мог объяснить. Тогда пионерам поручали им помочь. Пионер — общественный человек, ему можно поручить.

Это считалось справедливым и никак «отстающего» не обижало и не угнетало. Ребята, которые благодаря этому преодолели свое отставание и «вскочили на поезд», составляли, думаю, очень большую часть учеников. Это нашу школу вывело вперед.

Помню, мне поручили помочь одному новенькому, татарину. Он, видно, только что приехал с матерью из глубинки, неважно знал русский язык и находился в состоянии паники. Он ничего не понимал и думал, что он дурак. К тому же был невероятно сильный, как-то ненормально. И это его угнетало, он, наверное, в этом видел признак своей глупости. А на самом деле был нормальный мальчик, как все. Когда мы вместе занимались, он просто успокаивался. После затраты больших усилий на самые первые темы, которых он не понял и «отключился», он начал догонять. Ухватил какую-то суть. Он жил в подвале с матерью и она, видимо, мечтала, чтобы он учился, от чего его паника лишь усиливалась.

Вообще, мне кажется, наша классическая школьная программа, по которой мы учились, была очень хорошей. Она так была построена, что неявно давала как раз способ познания, нить для собственных рассуждений. Я думаю, она стала бы еще лучше, если бы эту ее часть сделать более явной. Если бы учителя объясняли ученикам, что думать — это тоже труд, и навыки его надо специально осваивать и отрабатывать. Этой простой вещи почему-то не говорят, а сама она в голову мало кому приходит. Но к 80-м годам и саму основу программы, по-моему, сильно подпортили. Я смотрел, как мои дети учились, и расстраивался. Не все новое лучше старого.

Но если вернуться к помощи «отстающим», то главную пользу, конечно, получали как раз те, кто, как недавно говорили, «тратил свое время» на эту помощь. Какая глупость! Я уж не говорю о морали. Глупость потому, что нет лучшего способа самому хорошо понять какой-то вопрос, чем доступно объяснить его другому. Это была огромная роскошь — товарищи доверчиво выслушивали объяснения «помогающего», задавали ему вопросы, заставляли прилагать усилия. Я думаю, что практически все лучшие ученики советской школы, ставшие потом лучшими студентами и специалистами, достигли своего уровня именно потому, что «помогали отстающим».

<> Мы в те годы очень много времени проводили на улице. Сказать «его воспитала улица» — это не сказать ничего. Улица могла воспитать очень хорошо — каждый из нее брал, что хотел. Всегда нам не хватало времени, дела были срочные, мы часто бежали по улицам стаей, иногда довольно далеко — ареалы были большими. О скуке не было и речи, все неизбежные работы, типа подготовки уроков, приходилось делать четко, не теряя ни минуты.

Сейчас приходится удивляться, как много нам давала советская система. Была масса кружков, секций и т.д., и ими пользовались очень многие из нашего поколения. И тоже очень сжато. Пошел я, скажем, в Дом пионеров — через улицу. Побыл год в столярном кружке, освоил главные инструменты, порадовался доскам и стружкам — и все. Столяр наш расстраивался, сердился. Нет! До свиданья, Василий Петрович, пойду в Клуб юных автомобилистов.

Тогда довольно много ходили в кино, а уж по воскресеньям, на детский сеанс за 10 копеек — обязательно. Хорошие были советские фильмы. Во время перестройки их ругали. Ах, «Кубанские казаки» приукрашивали действительность. Какая тупость! Даже непонятно, всерьез ли эта ругань. Люди моего детства, по-моему, были намного умнее. Они различали идеальный и реальный миры и умели полноценно жить в обоих, их не смешивая.

Было много и иностранных хороших фильмов. Сначала шли титры: «Этот фильм получен в качестве трофея…». Каждый раз приятно было читать. Кинотеатров в нашей доступной округе было немного, три или четыре. Но было много Домов культуры — местных заводов. Тогда мы к ним привыкли, а теперь люди отвыкают и скоро знать не будут, что это такое. На Западе такого явления нет, а оно для нас было очень важным. Прекрасные здания, и чего там только нет. И пение слышится, и скрипка, и художники натюрморт пишут.

Да, многие жили в старых деревянных домах и бараках, но после работы могли пойти и писать маслом картину, а сынок их играл на скрипке или мандолине. Неоценимая отдушина, и давало силы. Эти Дома культуры были частью нашего быта, причем для всех без исключения. Туда и театры приезжали, и поэты. В бывшем ресторане «Яр» был прекрасный зал, роскошь изумительная. Там зимой была елка, на нее все мы в нашей округе ходили, редко-редко кто не был. В соседнем, театральном зале бывал в каникулы театр кукол, тоже все ходили. Живет мальчик в бараке, а сидит на бархатном кресле у мраморной стены, смотрит на сцену. Таков был его быт.

В начале 50-х годов жизнь как-то резко успокоилась, и стал нарастать достаток. Этого тоже ждали и не удивились — люди очень много работали и мало потребляли. Поэтому хозяйство быстро восстановилось. Цены регулярно снижали, и очень ощутимо.

Мы были подростками, времени не хватало, каждый день в школе был наполнен чем-то новым. Тогда ввели в практику шефство. Нам оно дало очень много. Нас всех кинули как будто в поток технической мысли (даже, скорее, чувства). Заводов вокруг было много, чего только оттуда не доставали ребята. И изобретали, как приспособить. Недалеко от школы, в бывшем ресторане «Спорт» обосновался Институт управления и телемеханики АН СССР. Попросту, Институт кибернетики.

Приходил оттуда шеф нашего класса, мрачный инженер. Приносил их изделия — кибернетические машины, сделанные ради интереса в виде игрушек. Вынимал он из кармана трактор, и этот трактор начинал ездить по классу, изучая препятствия, находя выход из лабиринта, выбирая кратчайший маршрут и т.д. Умная машина! Он кое-что объяснял нам, не очень-то понятно. Но интерес был большой, какие-то новые мысли возникали. А главное, все это делали наши люди — этот инженер в потрепанном пиджаке.

Потом нашими шефами были инженеры из ЦАГИ — Центрального аэрогидродинамического института. Мы ходили в их лаборатории, смотрели на испытания моделей самолетов. Работали там нормальные, близкие нам во всех отношениях люди, но от них исходила уверенность, что все нам по плечу. Самые лучшие самолеты будем строить. И еще нас много водили на экскурсии на заводы. На АЗЛК еще делали первые модели «Москвича», но уже прекрасно было видно, как замечательно промышленное производство, насколько ловки и веселы рабочие, с какой точностью станок-автомат вытачивает распределительный вал. Насколько помню, никого из ребят это зрелище не оставляло равнодушным.

Проблемы досуга у нас не было. Потом, когда о ней стали говорить в 70-е годы, это, видимо, было уже очень тревожным симптомом. В наше время у нас постоянно возникали какие-то увлечения, которые захватывали нас целиком, поесть некогда было. Я не говорю уж об «организованных» увлечениях, которым многие предавались. Тогда в старших классах не редкостью были уже и мастера спорта, а первый и второй разряд многие имели. Спорт любили.

Я в это время много в театр ходил. С девятого класса мы с девочками уже учились, иногда и с ними ходил, но это другое дело. Я любил один, во МХАТ. Раз в месяц там продавали билеты на весь месяц вперед. Придешь заранее, постоишь немного — и берешь. Я брал на 10-12 спектаклей, билеты по 40 коп. («место на ступеньках»). У меня от дяди остался морской бинокль — прекрасно видно. Почти всегда были места, чтобы сесть, но это не важно, со ступенек тоже нормально было видно. А играли тогда хорошо, под нос себе не говорили. Даже шепот был прекрасно слышен. Это было золотое время МХАТа. Грибов, Яншин, Топорков… Иной раз чуть не все роли — Народные артисты СССР. Я все пересмотрел, и кое-что не по одному разу. Уж два раза в неделю обязательно ходил.

А в другие дни ходил в МГУ, на Химический факультет, в кружок. Только-только роскошное здание на Ленинских горах открыли, такое удовольствие было ходить туда. Вообще, все вузы тогда много работали со школьниками, и это, конечно, давало москвичам большие преимущества. У нас в школе много ребят при вузах обитали. Был у нас во дворе парень на два года старше меня. Спортсмен был замечательный — хоккеист. Во дворе поставили настоящую коробку для хоккея, со светом. Он виртуозно играл, был где-то в юношеской.

Но главное, он строил авиамодели. Начал в Доме пионеров, а потом пошел в кружок в МАИ. Во дворе крутил их на корде или запускал с управлением по радио. Много народу приходило смотреть. Он ухаживал за моей сестрой и в знак расположения давал ей свои модели, они у нас по нескольку дней дома стояли, и я их рассматривал. Высокого класса изделия. Потом он стал строить реактивные двигатели. Сначала на станке их испытывал — ревели на весь район. Потом строил крылатую ракету и тоже на корде по кругу ее гонял. Зрелище сильное. Поступил в МАИ, но он уже к тому моменту был творческим специалистом.

А я пошел на химию. Сначала попал на лекцию для школьников — такое всегда в МГУ было, и на других факультетах, очень интересные лекции. Тут читал преподаватель Химфака, о горении и взрывах. Была почти полная Северная химическая аудитория. <> Был я год в кружке аналитической химии, а потом два года в органической. Наловчились мы работать, кое-кого стали пускать в исследовательские лаборатории.

Политика тогда нас, конечно, не занимала. Мы считали, что все у нас в порядке, и никакого интереса к политике не было. Думаю, правильно Маркс писал, что до 18 лет не должен человек в политику втягиваться.

Тогда в старших классах, и потом, в студенческие годы, было сильное ощущение, что ты хозяин страны. Может быть не всем поколениям такое время выпадает. Моему поколению выпало.


С.Г. Кара-Мурза. Советская цивилизация

























































































фото





Recent Posts from This Journal


promo aloban75 january 31, 20:50 35
Buy for 50 tokens
Замечательная новосибирская группа Silenzium выпустила новый потрясающий клип, на это раз, на тему рабочего комсомола. Музыка - A.Пахмутова Аранжировка - Наталья Григорьева Автор сценария – Наталья Григорьева, Андрей Береснев Режиссер – Андрей Береснев Ранее я думал, что…

  • 1
Это и про мою школу. Не в Москве - в маленьком шахтерском городке в Тульской области г.Донской, средняя школа N2. Но все было именно так и это не мой, уже старческий восторг по дням ушедшим юности и детства. И преподаватели, и кружки и поход на завод к шефам и грядки перед школой с горохом и овсом (//!)? ручка с непроливайкой и вторая обувь, две смены в школе и все равно в классе за тридцать учеников, обалденные горячик пирожки с повидлом за 5 копеек и коробка кукурузных хлопьев за ту же цену. Пионеры и октябрята - никто не политизировал эти вроде как и организации.. Наверное и сейчас в школе есть много хорошего но..разделение по достатку, тот же терроризм и бесконечное вранье про ельцина и сегодняшнюю кампанию в кремле..(последнее по рассказам сотрудников о своих детях - мои уже вросли и даже успели повоевать,..) Спасибо за хороший и добрый пост.

И Вам спасибо)

Добрый день!
Мои новые статьи в ЖЖ 1."Война с Окраины пришла в Россию". по адресу:http://deni-didro.livejournal.com/100472.html
2. "Страх, боль и ужас на территории "серой зоны" Украины". по адресу:http://deni-didro.livejournal.com/100316.html

Детишки, конечно, очень симпатичные и воспитывали их как надо. Но, вот, почему-то именно это поколение и их дети разрушило СССР (как минимум не возразило). В 1989м им было чуть за 40 а их детям 15-19.
И именно это поколение в молодости хипповало, бардствовало, подсело на рок и западные шмотки, давилось за дифиситом, читало по ночам Солжа и т.п. А их дети в 90е массово рванули в бизнес, в криминал, в эмиграцию.
Что-то не так было в консерватории.

Что-то не так было в консерватории.

Художественный руководитель и дирижёры были никудышные! Даже по сравнению с теми, кто их заменил.

Re: Что-то не так было в консерватории.

Тогда выходит, что воспитавшие и назначившие худрука с дирижерами тоже были никудышные.
А воспитавшие "комсомольцев 20-го года" - кудышными.
Не вяжется как-то.

Не вяжется как-то.

Что поделаешь! Жизнь, это вам не макраме. Бывает и не вяжется, и не перевяжешь!

Re: Не вяжется как-то.

Ни разу не макраме, что есть то есть. Но тогда и карамурзячить не стоит так отчаянно. Как минимум все неоднозначно.

карамурзячить не стоит

Если про свободовскую карамурзяку, то таки да!

Re: карамурзячить не стоит

Не в курсе про свободовскую. Может и про нее. Но и про здешнюю тоже.

Re: карамурзячить не стоит

Говорите "карамурзячить", а сами не в курсе! Нехорошо. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кара-Мурза,_Владимир_Алексеевич

Re: карамурзячить не стоит

Да мне как-то пристяжь гусинских-березовских малоинтересна, вот и не в курсе. Я про того, чей текст в этом посте красуется.

чей текст в этом посте красуется.

Тот, чей текст "красуется",как вы выражаетесь, не "карамурзячит", а пишет о своей реальной жизни. Вы и о нём, очевидно, не в курсе?

Re: чей текст в этом посте красуется.

О нем в курсе.
"Это было великолепное творение нашей культуры и всего народа."

Однако же великолепное творение видимо оказалось недостаточно великолепно, раз привело, мягко говоря, не к совсем тому результату. Да еще и консерваторию породило не из тех консервов, по вашему мнению
Это я и называю карамурзячить. Когда дважды два получается шесть с половиной, оттого, что автору хочется именно так.

Re: чей текст в этом посте красуется.

А по моему мнению, из "мягко говоря, не совсем того результата" не следует автоматический вывод о низком качестве инградиентов. Вы консервы упомянули. Наберите в поисковике "Ботулизм - враг консервов"- это чтоб не получалось "шесть с пловиной"!

Edited at 2017-04-10 06:00 pm (UTC)

Re: чей текст в этом посте красуется.

О, да. Из не того результата следует вывод, что все было великолепно. Это же логично же.
И во всем виноват проклятый ботулизм. И, если бы не ботулизм (а так же восход солнца, заход луны, земное тяготение и небесный свод) все было бы еще великолепней.
Еще можно одновременно ржать над "хрустом французской булки" (совершенно справедливо) и упоенно хрустеть булкой советской. А дважды два... Да фигня это. Наберем в поисковике что надо и получим что хотим.

"Шляпник: Отстают на два дня. Я же говорил: нельзя их смазывать сливочным маслом! (прибавил он сердито, поворачиваясь к Мартовскому Зайцу).
Мартовский Заяц: Масло было самое свежее.
Шляпник: Да, ну туда, верно, попали крошки. Не надо было мазать хлебным ножом." (С)

все было великолепно?

А кто сказал, что ВСЁ было великолепно? Я чаще слышу, что всё было отвратительно! А больше всего я не приемлю категоричность суждений. Это качество свойственно молодым людям - с возрастом проходит, но не всегда. У меня - прошло, чего и Вам желаю!

Re: все было великолепно?

А кто сказал, что ВСЁ было великолепно?
======
Это было великолепное творение нашей культуры и всего народа
мне кажется, наша классическая школьная программа, по которой мы учились, была очень хорошей.
приходится удивляться, как много нам давала советская система
Хорошие были советские фильмы
было сильное ощущение, что ты хозяин страны
=================
Ну не я же. Я только указал в своей реплике, что именно это поколение отметилось в истории страны не самыми лучшими делами.

А больше всего я не приемлю категоричность суждений
Художественный руководитель и дирижёры были никудышные! Даже по сравнению с теми, кто их заменил.
========
Да-да, я заметил. И осмелился предположить, что не все со всем вяжется и не все так однозначно. Увы мне за категоричность суждений.
За сим примите и проч.

Спасибо. Хорошая подборка.И суконный костюмчик, и пряжку-фуражку носил, а вот фото такого у меня не осталось. ПС. Пионэр с галстуком за токарным станком улыбнул! Это уже фотограф его так выставил. Трудовик бы такого не допустил!

Мне тоже довелось носить школьную форму с ремнём и в фуражке с кокардой. Носили её с гордостью и кажется эта форма нас как то дисциплинировала. Сняв школьную форму мы, конечно, давали волю своей детской энергии. В школьные годы нас учили работе на токарных станках по металлу и по дереву, но в рабочих халатах

Отличный пост! Я увы не застал такую школу. Но текст и фото - прекрасны.

Благодарю, за посещение и комментарий. Посмотрев, мне Ваш журнал показался интересным и я добавил Вас в друзья. Рад буду взаимности в дружбе)))

конечно, старина, рад знакомству. Правда я сейчас в жж очень редко, но планирую туда вернуться в ближайшее время.

Я очень рад!Возвращайся!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account