ХРОНИКИ ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА

Призваны в мир мы вовсе не для праздников и пирований. На битву мы сюда призваны

Previous Entry Share Next Entry
Антисоветские мелочи
славянин огорчен
aloban75



«Дьявол скрывается в деталях».


— международная мудрость.

Развитие общедоступных площадок для высказывания «своего» мнения — сначала в СМИ, а после в Интернете, — давно породило печальную практику превращения политически ангажированных мифологем, литературного вымысла и просто одиозного бреда в «общеизвестные факты, не нуждающиеся в проверке».

Более того, в современном гуманитарном знании есть даже такое постмодернистское понятие, как «нарративная история». Чтобы вы понимали, такая история — это попытка собрать максимум воспоминаний очевидцев и участников, а после, сублимируя их, создать некое объективное представление о том или ином историческом событии. «Нарративная история» давно обнажила свою порочную сторону: заявления одного очевидца, если они удовлетворяют ту или иную точку зрения, начинают восприниматься как тот самый «непреложный факт» (очевидец же!), о которых мы и задались поговорить сегодня.

В общем, как мудро заметил В.И. Ленин:

«Главная проблема цитат в Интернете заключается в том, что люди сразу верят в их подлинность»


И, как вы прекрасно понимаете, Ленин никогда не произносил подобную фразу.

Сегодня мы не будем в очередной раз перемывать кости общеизвестным антисоветским мифологемам про индустриализацию, коллективизацию и другие важные исторические события, менявшие облик нашей страны. Не будем мы вспоминать и о набивших оскомину спорах про 28 панфиловцев или Зою Космодемьянскую, других реальных и вымышленных героев Великой Отечественной войны.

Для рассмотрения этих явлений есть специализированные ресурсы, а для актуализации — особый жанр КАПСА.

Мы взглянем на заявленную проблему в более широком масштабе. Ведь крошечные антисоветские детали, вплетённые в общую канву вполне реалистичных и даже наукообразных рассуждений об истории нашей страны, пронизывают не только всем известные исторические сюжеты. Они проникли повсеместно, появляются регулярно — и медленно но верно изменяют общий вектор восприятия истории СССР, превращая рассказ о жизни далеко не идеальной, но по-своему великой страны в беспросветный кошмар.

В настоящей статье мы рассмотрим всего два примера подобного явления, взятые из истории отечественной архитектуры. Но именно они, лежащие в плоскости довольно узкоспециальной темы, являются достаточно показательными и отражающими всю печальную картину.

Пример первый — очевидный

Первый пример — явление из области той самой «нарративной истории». А точнее — её порочной стороны. Заявление одного человека начинают воспринимать как некую истину в последней инстанции.

А уж если это заявление имеет некую антисоветскую коннотацию — тут вообще спора нет, всем же «известно», что большевики только и делали, что врали народу 70 лет?

Анатолий Лысенко:Сейчас я вам расскажу более смешной случай. Когда я записывал, я делал «Нашу биографию», 17 год, 18-й, когда я беседовал, не будем называть, генерал армии, участник штурма Зимнего, он мне стал рассказывать, как они швыряли гранаты, лезли через ворота. А ограда вокруг Зимнего была демонтирована и из нее сделали ограду в скверике памяти жертвам революции около Путиловского завода в феврале, так что не было никакой ограды. И когда я сказал, что не было, он мне сказал: «Как не было? Что ты мне рассказываешь?».

Виктор Шендерович:Вот это совершенно поразительная история! [1]

Это цитата из диалога с ветераном отечественной журналистики А. Г. Лысенко на радио «Свобода», произошедшего в августе 2009 года. И какая цитата! Посмотрите, как ловко уделал правдолюбивый журналист брехливого совкового генерала. По решётке они лезли! Ха! Не было никакой решётки.

И мысль пошла в массы — действительно, ну какая решётка? Большевики же всё врали, это общеизвестно.

Злая ирония заключается в том, что решётка Зимнего дворца, про которую идёт речь в диалоге, действительна была демонтирована и перенесена к Путиловскому заводу. 1 мая 1920 года. [2]По прошествии более чем двух лет со дня штурма Зимнего, в часы которого по этой самой решётке действительно лезли революционные солдаты и матросы. В том числе и тот самый будущий советский генерал, которого журналист Лысенко вроде бы так ловко обличил.

И теперь смотрите за руками. Решётки не было! — заявляет корифей отечественной неполживой журналистики. Громом разносится это заявление по умам сограждан, ещё раз доказывая, что большевики всё врали. А потом кто-то шёпотом поправляет, мол, решётка вообще-то была. Но это уже неважно. Первая мысль ушла в народ, миф рождён, лживость советской истории вновь «доказана».

Пример второй — неочевидный

Ну хорошо, автор — скажет дочитавший до этого абзаца, — ты привёл нам пример того, как врёт радио «Свобода». Глаза ты нам не открыл, всё немного предсказуемо.

Для данной группы читателей у нас припасён следующий пример, вроде бы и не являющийся порождением намеренно антисоветского СМИ:

«Монреальский павильон является одним из самых ярких объектов советского модернизма и символом шестидесятнической веры в прогресс. Кажется, он был последним международным триумфом СССР: Союз больше не побеждал на всемирных выставках с 1967 года [3]

Это цитата из статьи Андрея Стенюшкина — профессионального архитектора и одного из авторов проекта «Совмод». Казалось бы, и профессионал, и создатель крупного проекта, посвященного советской архитектуре. Придраться не к чему.

На самом деле есть. Но сначала скажем, что Стенюшкин в своём тексте ссылается на «источник» — статью на сайте полит.ру. Именно там и рождается пресловутый тезис про СССР, не выигравшего ничего на Всемирных выставках с 1967 года (24 года своей дальнейшей истории, однако!).

И там данный тезис развёрнут более масштабно:

«Следующая выставка охватит еще меньший исторический период, так как с 1967 года награды на Всемирных выставках нам не присуждались. Понять бы, почему — организаторы туманно пишут: «причиной стали многочисленные претензии отдельных участников по поводу справедливости некоторых решений жюри». А может, уже назревала задача удержать государство от разрушения изнутри, и стало как-то не до международного имиджа.»

Ну что же — скажет читатель — в СССР и правда были проблемы…

Но не за 24 года до развала Союза же они обозначились до такой степени, что СССР стал безоговорочно проваливаться на всех международных смотрах! Да даже в самые мрачные годы перестройки СССР мог козырнуть хотя бы станцией «Мир» или «Бураном».

Но нет, вообще без наград. Этак, не ровен час, поверишь в вопиющую «отсталость совка», про которую любят рассказывать наши Интернет-либералы.

А теперь — снова смотрим за руками. Начиная с «ЭКСПО-67» МБВ приняло решение отказаться от присуждения наград экспонентам всемирных выставок.

Отказаться. От присуждения. Наград. Вообще. Всем участникам.

Вы слышите? Это рушатся глубокомысленные рассуждения автора статьи на полит.ру о проявившемся в 1967 году (за четверть века до реального распада СССР, ага) разрушении государства изнутри». А заодно — и весь конструкт мифа об отсталом СССР, не получавшем награды на Всемирных выставках с 1967 года.

Их просто никто не получал.

А павильон СССР стал самым посещаемым и на следующей Всемирной выставке — в Осаке в 1970 году. Без всяких наград. Это так, как последний гвоздик в крышку.

Такая вот небольшая и, наверное, немного экспрессивная история о том, как анти-мифы о Советском Союзе пронизывают все стороны современной отечественной культуры. На двух небольших, но качественных примерах.

Однако это ещё и история о том, как легко, на самом деле, бьются многие из этих анти-мифов, оставляя после себя лишь руины словесных конструкций их авторов. Так что бояться не стоит. Велика ложь, но сила в правде. А чтобы победить ложь — «Будьте бдительны!» — как говорил Юлиус Фучик (а он и правда это говорил).

Примечания:
1. Пенсионер Анатолий Лысенко
2.Конивец А. В. Первое мая 1920 года. Как снесли решётку Зимнего дворца. История Петербурга № 1 (47), 2009.
3. Архитектор Андрей Стенюшкин — о монреальском павильоне на ВДНХ




Антисоветские мелочи





Recent Posts from This Journal


promo aloban75 january 31, 20:50 34
Buy for 50 tokens
Замечательная новосибирская группа Silenzium выпустила новый потрясающий клип, на это раз, на тему рабочего комсомола. Музыка - A.Пахмутова Аранжировка - Наталья Григорьева Автор сценария – Наталья Григорьева, Андрей Береснев Режиссер – Андрей Береснев Ранее я думал, что…

  • 1
"Цель оправдывает средства." Кто то так говорил. Или не говорил..

Врать, не мешки ворочать. Многократно повторенная ложь становиться правдой.

Это не ребенку про Бабайку врать...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account