aloban / Андрей Лобанов (aloban75) wrote,
aloban / Андрей Лобанов
aloban75

Category:

Первый женский автопробег 1936г. имени Сталинской конституции

Это был по-настоящему героический автопробег.

45 женщин - от 20 до 34 лет - за рулём далеко не новых  автомобилей ГАЗ-А  за два месяца проехали более 10 000 км по  российским дорогам и абсолютному бездорожью. Случалось, что не они ехали на машинах, а машины "ехали" на их хрупких женских плечах: в некоторых местах  авто приходилось перетаскивать вручную.




По маршруту Москва - Малые Каракумы - Москва отправились  15  машин "ГАЗ-А"  -10 легковых и 5 пикапов.  30 июля 1936 года в московском парке культуры и отдыха им. М. Горького был дан старт Большому женскому автопробегу: Москва — Ярославль — Иваново — Горький — Казань — Уфа — Челябинск — Петропавловск — Атбасар — Карсак-пай — Джусады — Иргиз — Сталинград — Ростов-на-Дону — Днепропетровск — Киев — Минск — Москва. За время пробега женщины побывали более чем в 500 населённых пунктах.



Кроме испытания автомобилей после капитального ремонта, пробег должен был решить массу задач. Основная цель пробега - "проверка женщины как водителя в различных дорожных и климатических условиях", расширение её технического кругозора.

Кроме того, задачей пробега  являлась массово-политическая работа по разъяснению Сталинской конституции и закона о запрещении абортов. И женщины активно занимались просветительством и  даже выпускали газету "Старт".

В 1932 г. в СССР получили первый синтетический каучук, изготовление шин из синтетического каучука требовало  испытаний - и это тоже входило  задачи пробега: вёлся учет и анализ использования шин,  в результате чего были разработаны новые инструкции по их эксплуатации и технические условия для шинной промышленности.



И хотя в автопробеге участвовали женщины разных профессий, но большинство - 28 человек были водителями.  Для справки: на 1 января 1934 года в Москве насчитывалось 917 женщин-шофёров, не считая вагоновожатых.

О нескольких участницах  следует сказать особо, чтобы понять что это были за женщины, с каким характером..

Среди участниц автопробега была первая  женщина-водитель троллейбуса Варя Сандракова.  Первой в мире называет её журнал "За рулём" тех лет.  А вот так выглядел тогда троллейбус. Какой была Варя мне найти не удалось...

5

Чтобы получить право работать водителем троллейбуса, Варя должна была пройти медосмотр и психотехническое испытание. До этого женщины троллейбус не водили. И Варя раньше работала на автобусе. Но этот тест она прошла блестяще и ей разрешили водить троллейбус - но постоянно контролировали: мало ли чего... женщина же. Сандракова  своей работой доказала, что она ничуть не хуже мужчин справляется с троллейбусом, а даже лучше!

Ещё одна участница - Александра Колоярцева - Лапко - была победительницей технического боя. Так назывались тогда соревнования автомобилистов. И представьте себе, в 1932 году она  сумела победить 2000 московских мужчин-водителей! А в следующем году - во всесоюзном(!) конкурсе заняла 3 место.
А ведь всего лишь в 1927г. эта девушка приехала в Москву из Пензы "выходить  люди". Работала "где возьмут", по сути, пока не увидела объявление о наборе на курсы шоферов...

Наверное, что-то такое можно рассказать о каждой участнице автопробега, но к сожалению,  в широком доступе информации на эту тему очень мало. Практически нет.



Первое тяжелое испытание колонна выдержала при переходе через Уральский хребет, где пришлось преодолеть семь трудных перевалов с затяжными подъемами в 6—7 км, а также ямы и крутые спуски. В степях Казахстана абсолютное бездорожье. Направление движения определялось по компасу. Колонну застали дожди, автомобили забуксовали и простояли двое суток под проливным дождем и ветром. Лишь на третий день стало возможным как-то выбраться из глины и грязи, еле двигаясь на первой скорости. 250 км колонна шла песками, считавшимися непроходимыми. Автомобили по радиатор уходили в песок. Часто женщины на руках выносили машины. У Аральска 2 км шли берегом моря так, что левые колеса были в воде а правые на морском песке, другой дороги не было. Под Казалинском ехали по полотну железной дороги. На этих участках обслуживание, смазка и профилактический ремонт выполнялись женщинами в голой степи, под открытым небом, часто при свете фар. Тяжелые условия движения были не только при переходе через Уральский хребет, но и в казахстанских степях и около Ростова-на-Дону.  Средняя техническая скорость на большей части пути — около 28 км/ч, на очень хороших дорогах она достигала 50—60 км/ч, а на отдельных участках до 80 км/ч.

О  состояние дорог в России 30-х годов женщины писали вот что:
"Я хочу отметить Чувашию. Профилированные дороги там в отличном состоянии. Неплохие дороги в Башкирии. Но самые лучшие, культурные дороги в Белоруссии. Создаётся впечатление, что едешь по аллее большого парка - вдоль дороги разбиты цветники, устроены беседки, скамейки, витрины с газетами...

...На перегоне Миасс-Челябинск мы не встретили ни одного исправного моста... и ни одного предупредительного сигнала.

...Хочу отметить дисциплину уличного движения  Киеве. Пешеход там соблюдают правила уличного движения. На улицах тишина и порядок. Москвичам не мешает поучиться этому у киевлян."

30 сентября 1936 г. в 17 км от Москвы  колонна автомобилей сорвала финишную ленту - автопробег завершился.



Участниц пробега поприветствовал И.Сталин телеграммой:
"Поздравляю участниц автопробега с успешным выполнением задания.
Горячий привет женщинам-победительницам. Сталин"


Участницы в ответном слове славили вождя  и заверяли:
"То, что мы сделали под силу любой  женщине Советского Союза. В нашей стране женщины свободны и сильны. Перед ними открыты все пути. Советская женщина полноправная гражданка своей великой родины, гордая, свободная, смелая и непреклонная в борьбе. И Эти качества воспитали в нас Вы... Всюду советский народ с благодарностью произносит ваше имя, ибо под Вашим водительством расцветает счастливая жизнь в стране..." (это отрывок).

Женщины абсолютно разных профессий участвовали в этом пробеге:  водители, слесари, техники, шинники, врачи, корреспонденты, все они по результатам пробега получили награды и почётные грамоты .


Участницы автопробега, 1936 г. Вверху в центре - командор автопробега А.П. Волкова

Да, именно командОр - таким словом называли тогда эту должность.

Как сложилась их судьбы дальше?

По-разному. Кто-то связал свою жизнь с автомобилем и профессией водителя, а кто-то нет. Чья-то жизнь оборвалась на войне: погибла, выходя из окружения вместе с партизанами,  кинооператор Маша Сухова, которой посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.


Оператор Маша Сухова среди партизан

А другой оператор - Оттилия Рейзман -  прожила 71 год и покинула этот мир в 1986 году...

Кинооператор Отилия Рейзман ведёт киносъёмку
Оттилия Рейзман.

 Фелиция Яшунская стала доктором экономических наук и работала  НИИ шинной промышленности, один из авторов "Справочника резинщика",  "Англо–русского словаря по каучуку резине и химическим волокнам" и др. книг.  Зинаида Баранова  полвека отработала водителем такси, а Валентина Плугина, закончив Промакадемию, трудилась в  Госкомитете Совета Министров по автоматизации и машиностоению.



Многие занимались ещё и общественной работой.

Бывший командор Анастасия Волкова и бывший механик автопробега Валентина Плугина 25 лет спустя  сели за баранку и проехали по старым местам - от Петропавловска до Сталинграда - чтобы взглянуть, что же изменилось за четверть века. Изменилось, конечно: целину же поднимали...

Вот такие у нас были героические женщины, о которых  спустя 77 лет у нас почти никто не знает и не помнит... самой молодой его участнице сейчас должно было быть 97 лет...


По материалам:  журнала "За рулём", "Работница" и интернета.
*******************************************
P/S. Поправкам и дополнениям буду рада.


Оригинал взят у vodolei_13 в Первый женский автопробег 1936г. имени Сталинской конституции





Tags: 1930-е, 1936, автопробег, советские женщины, сталинская конституция, эпоха Сталина
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo aloban75 november 15, 11:30 91
Buy for 50 tokens
На основе работ Ольги Ширниной, которая занимается колоризацией исторических фотографий, сделал такую вот подборку к 102-й годовщине Великого Октября. Герои, спасшие страну, избавившие наш народ от рабства и положившие путь к освобождению человечества от оков эксплуатация и отчуждения.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment