aloban / Андрей Лобанов (aloban75) wrote,
aloban / Андрей Лобанов
aloban75

Юрий Болдырев о праве защищать свою землю и о долге перед теми, кто отстаивает нашу свободу





Стояние на Хопре и апатрид Эдвард Сноуден


«ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО ЖИТЬ НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ. И ИМЕЕТ ПРАВО ЗАЩИЩАТЬ СВОЮ ЗЕМЛЮ ВСЕМИ ДОСТУПНЫМИ СПОСОБАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ОРУЖИЕМ В РУКАХ». Это – не из нашей Конституции. Но это - то базисное понятие и понимание, которого, как выясняется, нам явно не хватает. При адекватном и совершенно необходимом расширенном понимании – что такое «своя земля», и от каких угроз (только ли от наступления, буквально, забора соседа) человек должен быть вправе свою землю защищать.

Поясню на примере, крайне актуальном сейчас. На стыке Воронежской, Тамбовской и Волгоградской областей, в районе реки Хопер, планируется добыча никеля. При этом формально ни на чью личную землю никакой сосед-злоумышленник забора вроде не переносит. Тогда чем же недовольны люди, почему они уже год массово протестуют и даже бунтуют? Так ведь у них не формально, а по существу отнимают их землю. Причем совершенно без какой-либо даже минимальной общественной и государственной необходимости - у страны нет нехватки ни собственно никеля, ни даже валюты, которая может быть получена от его продажи за рубеж («бюджетное правило» никто не отменяет, и всякий доллар дополнительной валюты, пусть и от никеля – лишь укрепление насоса по выкачиванию наших «нефтегазовых» ресурсов и полученных от них средств за рубеж). У людей отнимают не маленький клочок под домом, садом и огородом в личной собственности, а землю в целом – как благоприятное, чистое и здоровое место для жизни. В результате, как известно, дошло да массовых волнений, уничтожения геологического оборудования и т.п. И кого теперь разыскивает и собирается наказывать наша правоохранительная система – бандитов, посягнувших на землю для жизни? Нет – «участников и зачинщиков волнений» - тех, кто просто защищает свою землю.


Мне скажут: а что, люди зря бунтуют? Не понравится соседство с никелевым комбинатом - переедут в другое место, мол, места в стране достаточно. Но я встречно спрошу: в какое другое место? И где гарантии, что завтра, не из общегосударственной необходимости, а исключительно ради чьей-то прибыли, это новое место точно так же не захотят «освоить», а людей гнать куда-то дальше?

Вот, сейчас все заговорили о нашей особой цивилизации. Но какова в описываемой ситуации цена всем этим благодушным рассуждениям? В глобальном смысле называть ли кому-то нас (и нам самим себя) отдельной цивилизацией или нет – это вопрос спорный. Но в смысле более простом, обыденном, вопрос ребром: мы свою цивилизацию защищать-то собираемся? И если собираемся, то как? И какую цивилизацию мы будем защищать? Кочевническую, в которой люди – без родной земли («малой родины»), а то и, в современных условиях получится, и вообще без роду и племени? Или же цивилизацию оседлую? Да, современную, без закрепощения - в рамках которой люди в течение активной жизни могут перемещаться по всей стране и даже по всей Земле, но при этом помня о малой родине и под старость, как правило, стремясь вернуться к корням, могилам предков?

И ведь парадокс: свой мелкий клочок земли (его формальные границы, но не существо, не истинную ценность, как известно, определяемую прежде всего расположением и окружением) от мелких злоумышленников, с горем пополам (заниженные «пределы самообороны» и т.п.), но защищать, вроде, можно. А вот свою землю по большому счету, в целом, и не от мелких хулиганов или пакостников, а от бандитов по крупному, оказывается, защищать нельзя – никак не предусмотрено подобное право ни в нашей Конституции, ни в нашей общепринятой ее трактовке. Но это ли не основание для требования решительного ее пересмотра? Может быть, даже одно из самых основных, главных?

Чего, без этого фундаментального права - жить на своей земле и ее защищать - стоят все остальные наши права?

Конечно, придется сделать ряд оговорок: а сколь велики пределы, на которые в таком понимании распространяется понятие «наша земля»? То есть вправе ли жители той же Воронежской области таким же образом бороться и против уже много десятилетий осуществляемой добычи никеля в районе Норильска? А сами жители Норильска? Да, оговорок придется сделать много – ведь необходимы не только цветущие сады, но и промышленное развитие. Значит, необходимо некоторое территориальное зонирование, может быть, даже различные правила организации и даже полномочий местного самоуправления на разных территориях страны, имеющих различное назначение. И это (в том числе, допущение добычи никеля в Норильске и требуемое недопущение в Черноземье) отнюдь не ущемляет права норильчан. Логика должна быть не в том, чтобы везде было одинаково (что даже и климатически невозможно), но в том, чтобы норильчане зарабатывали достаточно для того, чтобы и детей летом вывозить на юг, и самим на пенсию иметь возможность перебраться на берега того же Хопра (что до нынешней, буквально, никелевой агрессии и происходило).

Но это все, скорее всего, уже не предмет конституционного регулирования – как минимум, не предмет основ конституционного строя. А вот вопрос о праве граждан жить на своей земле (на тех благоприятных для жизни человека территориях, от которых должны быть, безо всякого лицемерия, отделены малонаселенные зоны, допускающие, в силу необходимости, промышленное освоение с возможными, к сожалению, и неблагоприятными экологическими последствиями) и защищать ее, повторю, в том числе, с оружием в руках – это вопрос, с моей точки зрения, один из фундаментальных и нуждающихся в закреплении именно на уровне самых базисных основ конституционного строя.

Хотя, можно этого и не делать. Но тогда напомню: когда шесть лет назад ввели «упрощенный порядок» изъятия земли у собственников в Имретинской долине (в связи с подготовкой к Олимпийским играм 2014 – якобы, общегосударственная необходимость), я как раз писал в своих статьях о принципиальной недопустимости и опасности подобного прецедента, который затем неминуемо будет постепенно распространяться на всю страну. Это речь шла именно о прямом и непосредственном изъятии у людей их земли даже в самом прямом (зауженном) понимании. Тогда солидарности не проявили, опасности для себя не усмотрели и никакого отпора властям, в том числе голосованием на выборах 2007-2008-х годов (а затем и на следующих) не дали. Но если бандиты не получают отпора, то что они делают затем? Правильно – распоясываются. В результате «упрощенный порядок» изъятия земель у собственников естественно и логично распространяется сейчас на «осчастливленных» этим жителей «новой Москвы». И это еще ничего – задуман масштаб несопоставимо больший. А именно, напомню: в проектах о создании «госкорпорации по управлению Восточной Сибирью и Дальним Востоком» предусматривался – Вы уже можете догадаться – разумеется, тот же «упрощенный порядок изъятия земли» у собственников. Под предлогом «общегосударственной необходимости», разумеется.

Есть основания полагать, что и история с никелем в густонаселенном районе на экологически чистом Хопре станет таким же пробным камнем, как «упрощенное» изъятие земель в Имретинской долине. С той только разницей, что, применительно к уничтожению уникальной части южно-российского цветущего сада (и плюс житницы), власти, которая, судя по ее реакции, недвусмысленно стоит на стороне бандитов, даже не нужно принимать какие-либо специальные законы «в виде исключения» - нет, уничтожать нашу землю можно не в «виде исключения», а как основное и естественное правило.

Да, можно относиться к Конституции как к «священной корове» (хотя к Конституции этой, два десятилетия назад протащенной на крови и, по сути, мошенническим образом, так относиться оснований, мягко говоря, недостаточно), и тогда даже такого уровня проблемы можно пытаться решать на уровне конституционных трактовок и текущего законодательства. Но если это не «священная корова» и ее можно, буквально, трепать по мелочам, например, ради увеличения срока президентских полномочий, а также теперь еще и для конъюнктурного (наиболее реальная и правдоподобная версия) объединения двух высших судов, то описанная мною проблема и предлагаемый путь ее решения на конституционном уровне (еще не точные формулировки, но направление, суть того, что нуждается в фиксации на самом высшем возможном уровне), согласитесь, для нас всех, для будущего наших детей и внуков, несопоставимо важнее и актуальнее.

И тема вторая, казалось бы, куда менее приземленная – история с сотрудником американских спецслужб Эдвардом Сноуденом, разгласившим информацию о противозаконных действиях американских спецслужб в отношении тайны переписки, переговоров и т.п. Причем о действиях чрезвычайно масштабных, затрагивающих не только интересы и права граждан США, но и, без преувеличения, все человечество. Но какое отношение, спросите Вы меня, имеет эта история к нашей Конституции? С моей точки зрения, самое прямое, особенно если соотнести эту историю с историей «гражданина России» Жерара Депардье, а также с планируемой амнистией предпринимателям.

Итак, вопрос ребром: является ли Россия государством безыдейным, бессмысленным и аморальным, или же государством, для которого моральные ценности ставятся обществом, формирующим власть (так или иначе, пусть и пока преимущественно пассивно), во главу угла?


Если первое, то вполне логично срочную амнистию инициировать и объявлять не по критерию тяжести жизненного положения и степени вынужденности совершения правонарушения (например, детей нечем было кормить), но по критерию, без преувеличения, профессионализма в преступном промысле: мошенников профессиональных (мошенников-предпринимателей) отпустим, случайных же – оставим сидеть. Так же в этом случае вполне обосновано активное желание видеть Жерара Депардье гражданином такой страны, а Эдварду Сноудену, напротив, пожелать побыстрее «выбрать конечную точку своего маршрута»…

А если бы у нас было иное государство – второй вариант?

Эдвард Сноуден не богач, решивший уклониться от «слишком высоких налогов». И, тем более, не мошенник. Более того, он, даже и для своей страны – вовсе не предатель. Насколько известно, он не передал информацию какому-либо иному государству в его интересах вопреки интересам США. И не продал ее кому-либо, например, богатому изданию или какой-либо международной мафии. Эдвард Сноуден, судя по имеющейся информации, восстал против беззакония, рискуя собственной свободой и жизнью, выступил против того, что, в его понимании, прежде всего и угрожает американским ценностям (официально декларируемым), правам и свободам граждан, можно сказать, выступил в защиту американской Конституции. Конечно, защищать ли кому-либо американскую Конституцию или нет, а также каким способом это делать – совсем не наше дело. Но, тем не менее, нельзя не заметить, что, судя по имеющейся информации, это человек глубоко моральный. Его конфликт с американским государством (в отличие от конфликта Жерара Депардье с государством французским) – вовсе не в нежелании платить высокие налоги. Его конфликт носит не меркантильный, а высоко моральный характер.

Более того, Сноуден, рискуя жизнью, защищает и наших граждан – от Майкрософта, Гугла, Скайпа, Фэйсбука, склонившихся перед американскими спецслужбами и передающих им сугубо личную и конфиденциальную информацию, которую наши граждане ранее (может быть, по наивности) полагали сокрытой от посторонних глаз. Разве мы не должны быть ему за это благодарны?

Наконец, Сноуден выступил в защиту и того, что называется в нашей Конституции «общепринятыми нормами и принципами международного права» (теми самыми, которые, в соответствии со статьей 15 п.4, входят в нашу правовую систему). И вот здесь вопрос: а должен ли кто-то в этом мире, обязан ли кто-то защищать тех, кто отстаивает эти самые «общепринятые нормы и принципы»?

Специально обращаю внимание: эту уже вопрос вовсе не гуманизма (на уровне «ну, если ему грозит смертная казнь…»), а просто долга. Так чей же это долг?

Мой ответ таков: либо мы «общепринятые нормы и принципы» не вписываем в свою Конституцию как «составную часть», либо должны защищать таких людей как, уж извините, защищающих… нашу Конституцию.

Более того, в нашей Конституции про это ни слова, но мы должны помнить и об особом статусе России как постоянного члена Совета безопасности ООН, и, соответственно, об особой ответственности такого государства. И если речь идет о столкновении высокой морали с грубой силой, самой мощной на нынешней Земле, то кто должен и просто обязан не ожидать формального обращения (такие обращения, как известно, появляются, как правило, после предварительных неформальных консультаций), а сам в инициативном порядке защитить? Мне бы хотелось, чтобы такой моральной силой в мире было наше государство - Россия.

Правда, для этого надо быть еще и сильными и подлинно независимыми. Так давайте! Не Улюкаева на «экономическое развитие», а кого-то из другого теста, с иной предысторией и с иными жизненными ориентирами. И не Юдаеву (по образовательной траектории – сестру-близняшку Дворковича) – на место Улюкаева в зампреды Центробанка, а, опять же, кого-то иного, с иной жизненной и экономической философией, кто будет выстраивать совершенно иную финансово-экономическую линию… Наконец, не РАН силами нынешнего правительства «реформировать» (вроде, превращать в «клуб ученых», а, по существу, уничтожать), а, скорее, напротив – гнать это правительство и, с помощью той же РАН, скорее формировать иное правительство - уж точно не худшее (профессионально) и куда более ориентированное на национальное развитие…

И в заключение вернемся к двум основным темам статьи – «стояние на Хопре» и судьба Эдварда Сноудена. Казалось бы, темы – бесконечно далекие. Но я объединил их сознательно: здесь оказываются теснейшим образом связаны традиционализм и модерн, во всяком случае, лучшее, что есть и в том, и в другом. Не защитить нам свой дом и свою землю, если не поднимемся и до более высокого – базисных правил жизни (включая закрепление их в Конституции), до морали общества, целей и смыслов жизни, не объединимся с близкими нам, а, в данном случае, просто не защитим тех, кто не зная нас, тем не менее, отстаивает наши права и нашу свободу. И наоборот: защитить свободу, гражданские права и все то, что ассоциируется с современным обществом мы сможем тогда и только тогда, когда окажемся способны надежно защитить самое элементарное и вечное – свой дом и свою землю.



Источник: Свободная Пресса





Tags: Родина, борьба за права, земля
Subscribe
promo aloban75 ноябрь 15, 11:30 91
Buy for 50 tokens
На основе работ Ольги Ширниной, которая занимается колоризацией исторических фотографий, сделал такую вот подборку к 102-й годовщине Великого Октября. Герои, спасшие страну, избавившие наш народ от рабства и положившие путь к освобождению человечества от оков эксплуатация и отчуждения.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments