ХРОНИКИ ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА

Призваны в мир мы вовсе не для праздников и пирований. На битву мы сюда призваны

Previous Entry Share Next Entry
Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне.
Алые паруса
aloban75



В предвоенный период авиации ВМФ отводилась роль силы, предназначенной обеспечивать боевые действия надводных кораблей. Она считалась главным средством разведки и важнейшим элементом ПВО военно-морских баз (ВМБ) и кораблей в море. Кроме этого, признавалась способность флотской авиации наносить торпедно-бомбовые удары по кораблям флота, морским сообщениям, промышленным объектам военного назначения, военно-морским и авиационным базам противника.





На 22 июня 1941 года авиация ВМФ насчитывала 2581 самолет (на Северном флоте — 116, Балтийском — 656, Черноморском — 626 и Тихоокеанском — 1183). При этом число торпедоносцев составляло 9,7%, бомбардировщиков — 14%, истребителей — 45,3% и гидросамолетов-разведчиков — 25% из общего количества авиации ВМФ. В ней преобладали самолеты-истребители и разведчики (70,3%), т. е. обеспечивающие силы.
Распределение авиации по флотам в основном соответствовало их назначению в предвоенные годы. Недостаточное количество самолетов на Северном флоте во многом диктовалось незначительной емкостью его аэродромной сети. Перед войной самолетный парк флотской авиации состоял большей частью из машин типов ДБ-3, СБ, ТБ-1, ТБ-3, И-15 бис, И-16, И-153, МБР-2, которые уступали немецким по летно-тактическим характеристикам. Перевооружение авиации флотов на новые типы (Пе-2, Як-1, МиГ-3) только лишь начиналось. Авиация ВМФ не имела противолодочных самолетов. Для целей противолодочной обороны были приспособлены вначале летающие лодки МБР-2, а затем колесные ДБ-3, ДБ-3ф и Пе-2. Никакой техники для обнаружения подводных лодок, кроме небольшого количества радиолокационных станций «Гнейс», самолеты не имели. Являясь вооруженными разведчиками, они могли обнаруживать субмарины только в надводном положении, т.к. в то время авиационных технических средств их поиска в подводном положении не существовало.
ВВС флотов не располагали и специальными истребителями с увеличенным радиусом действия, которые в могли бы частично компенсировать отсутствие авианосного истребительного прикрытия. Флоты вынуждены были использовать лишь фронтовые истребители, что крайне сужало возможности боевого применения надводных кораблей.
С первых дней Великой Отечественной войны авиация ВМФ в соответствии со сложившейся на фронтах обстановкой выполняла следующие задачи: содействие наземным войскам в борьбе с противостоящими соединениями вражеских войск и нанесение ударов по его тыловым объектам; участие в обороне ВМБ; уничтожение боевых кораблей и судов врага в ходе борьбы с его морскими перевозками; противовоздушная оборона кораблей в районах базирования и в море; обеспечение десантных операций.

В период стратегической обороны на советско-германском фронте большая часть авиации флотов привлекалась для ударов по наземным объектам и боевым порядкам германских сухопутных войск. Ее действия на сухопутных театрах были разнесены по времени, как правило, носили тактический характер, однако их суммарный результат представлял крупный оперативный вклад в борьбу на фронте. Всего за годы войны около четверти самолетовылетов авиации флотов было затрачено на боевые действия в интересах наземных войск. Морскими летчиками было уничтожено порядка 130 тыс. вражеских солдат и офицеров, более 1500 танков, свыше 9000 автомашин.
Авиация ВМФ привлекалась для боевых действий по вражеским тыловым объектам. Уже в первые дни войны дальнебомбардировочная авиация нанесла ряд бомбовых ударов по Констанце и нефтепромыслам в Плоешти. Со 2 июля по 18 августа 1941 года воздушные силы ЧФ выполнили 22 налета на объекты Плоешти. В результате Румыния потеряла 15% запаса нефтепродуктов, кроме того, были разрушены железнодорожный мост и нефтепровод через Дунай, повреждены два нефтеперегонных завода. Эти действия имели оперативную значимость, ибо под угрозой потери румынской нефти, ставка Гитлера 12 августа 1941 года приказала группе армий «Юг» захватить Крым и тем самым ликвидировать советские аэродромы, с которых совершались налеты на румынские объекты. Особое место в боевой работе авиации ВМФ занимали удары по Берлину, нанесенные в августе 1941-го. Эти налеты авиации Краснознаменного Балтийского флота и дальнебомбардировочной авиации имели огромное морально-политическое значение.
Рассматривая характер использования морской авиации в период войны, следует выделить ее боевые действия в ходе обороны ВМБ и приморских городов. На авиационное обеспечение обороны ВМБ Ханко было выделено 22 самолета-истребителя. Аэродром, на котором базировалась группа, находился под непрерывным артиллерийским обстрелом. В отдельные дни враг выпускал по аэродрому до 1500 снарядов. В этих тяжелых условиях авиационной группе пришлось решать широкий круг разноплановых задач. Она обеспечивала ПВО войск и объектов базы, вела воздушную разведку, штурмовала войска и вражеские огневые точки на сухопутном фронте, действовала по плавсредствам в море, уничтожала немецкие самолеты на аэродромах, поддерживала боевые действия морских десантов и выполняла другие задачи, вплоть до корректировки огня артиллерии.

За время героической обороны базы Ханко небольшая авиационная группа достаточно эффективно решала возложенные на нее задачи. Морские летчики уничтожили 34 самолета противника, потопили более 20 кораблей, катеров и судов. Авиация Черноморского флота в обороне Одессы, явилась важным и весьма эффективным средством содействия войскам. Непосредственно в состав группировки сил обороны Одессы из ВВС флота была включена авиагруппа, включавшая 35 истребителей и 6 штурмовиков, которые базировались на одесском аэродроме. Бомбардировщики же для ударов, по осаждавшему город противнику, поднимались с аэродромов Крыма, в районе ударов их прикрытие осуществлялось истребителями одесской группы. Это весьма усложняло организацию взаимодействия и исключало возможность совместной подготовки к проведению боевых действий ударной и истребительной авиации.
Летчикам одесской авиагруппы также пришлось действовать в весьма сложной обстановке, взлетать и садиться на аэродром под артобстрелом врага. В среднем они производили ежесуточно 3-4 вылета, а в некоторые дни и до 7. Всего в период обороны Одессы авиация совершила свыше 4600 самолетовылетов, в ходе которых было уничтожено 80 самолетов противника, 168 танков, 135 автомобилей, 25 цистерн с ГСМ, 7 орудий и около двух тысяч вражеских солдат и офицеров.
Самолеты Черноморского флота во время обороны Севастополя прикрывали объекты и войска Севастопольского оборонительного района, боевые корабли и транспортные суда в море, наносили бомбовые и штурмовые удары по наземным вражеским войскам на переднем крае и в глубине его боевых порядков, а также вели воздушную разведку.
Непосредственно в Севастополе базировалась авиационная группа в количестве 82 самолетов, куда входили преимущественно истребители и гидросамолеты. Большего количества летательных аппаратов не могли принять оставшиеся аэродромы — два сухопутных и один морской.
Уничтожение вражеской живой силы и техники на сухопутном фронте осуществлялось систематическими бомбардировочными и штурмовыми действиями авиации. Наиболее эффективно действовали по наземным войскам противника самолеты-штурмовики. Они причиняли врагу серьезный урон, а в отдельных случаях своими ударами предрешали исход боя сухопутных войск в нашу пользу.
При этом следует отметить численное превосходство немцев и их союзников в самолетах. Так, например, к маю 1942 года, под Севастополем действовало до 400 бомбардировщиков и почти 150 истребителей врага. В тяжелейшей обстановке авиация ЧФ за время обороны Севастополя произвела свыше 16000 самолетовылетов, из них 5735 в интересах сухопутного фронта. В результате морскими летчиками было уничтожено 438 самолетов противника, более 20000 человек, 115 танков, свыше 1500 автомашин и более 100 артиллерийских орудий.

Из опыта применения ВВС флотов при обороне баз видно, что их деятельность осуществлялась в условиях значительного вражеского авиационного превосходства. Ограниченные возможности базирования авиации в обороняемых районах не позволяли наращивать авиационные группировки. Сложность базирования проявлялась в том, что по нашим аэродромам могли наносить удары не только ВВС противника, но и его полевая артиллерия. Следует учитывать, что, содействуя сухопутным войскам, авиация флотов располагала ограниченными возможностями для боевых действий на море, однако эти задачи с нее не снимались и по мере сил она их с успехом выполняла.
В боевой работе авиации ВМФ важное место занимали действия по препятствованию морским перевозкам противника. В силу недостаточного количества ударной авиации и привлечения ее большей частью на сухопутный фронт, в 1941-1942 годах было осуществлено относительно небольшое число вылетов для нанесения ударов по транспортным судам и боевым кораблям врага в море и базах. В те годы активно применялся метод «свободной охоты», который выполнялся одиночными машинами или парами. Зачастую эти вылеты не обеспечивались предварительной разведкой вражеских морских коммуникаций, а потому не всегда были успешны.
Для нарушения вражеских морских коммуникаций применялись самолеты бомбардировочной и минно-торпедной авиации, причем последняя, в варианте высотных торпедоносцев. Эффективность бомбовых ударов с горизонтального полета и высотного торпедометания малым числом самолетов была низкой. Она значительно повысилась с переходом к низкому торпедометанию, бомбометанию с пикирования и в последующем к топ-мачтовому способу нанесения ударов.
По мере увеличения на флотах количества ударной авиации и уменьшения объема решаемых задач на суше в действиях флотской авиации по нарушению морских перевозок с 1943 года стали превалировать сосредоточенные комбинированные удары по конвоям на морском переходе и кораблям, стоящим в базах и портах. При нанесении ударов в наивыгоднейшей последовательности применялись пикирующие бомбардировщики, самолеты-торпедоносцы и штурмовики под прикрытием истребителей. В таких ударах участвовало до 160 самолетов. Эффективность боевой работы авиации флота возросла, и с 1943 года она прочно захватила лидерство в потоплении вражеских плавсредств.
Значительным достижением явилось тактическое взаимодействие самолетов и торпедных катеров при ударах по конвоям, что было особенно характерным для Северного флота. Взаимодействие авиации с подводными лодками носило оперативный характер.

Всего за войну на удары по кораблям и судам в море, базах и портах морская авиация затратила примерно 10% самолетовылетов, в ходе которых потоплено свыше 50% общего тоннажа транспортов и около 70% всех уничтоженных флотом кораблей. Морской авиацией было сброшено свыше 1300 торпед и поставлено около 2500 мин. Минно-торпедная авиация, потопила в полтора раза больше боевых кораблей и транспортных судов, чем бомбардировочная и штурмовая. Однако стоит отметить весьма эффективные действия штурмовой авиации против малых кораблей, катеров и судов противника.
Значительные усилия морской авиации в годы войны были сосредоточены на решении задач противовоздушной обороны районов базирования и прикрытия кораблей в море. Истребительная авиация флотов уничтожила более половины всех сбитых самолетов врага силами и средствами ПВО ВМФ. Однако недостаточный радиус действия самолетов-истребителей, ограничивал возможности прикрытия советских кораблей в море узкой прибрежной полосой. Когда же надводные корабли вынуждены были действовать за пределами дальности действия истребительной авиации, воздушный противник причинял им значительный урон, что в цифровом отношении составляет около половины всех потерь нашего корабельного состава.
Непрерывно совершенствовались в период войны способы и методы использования авиации для борьбы с воздушным противником. К приемам боевого использования истребительной авиации можно отнести: наведение истребителей на цель с помощью радиотехнических средств; барражирование на угрожаемых направлениях; дежурство на аэродромах; «свободная охота»; блокирование аэродромов противника.
В боевой работе авиации флотов нашли применение упреждающие удары по аэродромам противника с целью подавления его бомбардировочной и торпедоносной авиации, угрожавшей нашим кораблям и судам в периоды обеспечения конвоев.
Следует отметить, что прикрытие союзных конвоев в Баренцевом и Белом морях принимало форму операций, для проведения которых с мая 1942 года Ставка Верховного Главнокомандования подчиняла командующему ВВС СФ авиацию Карельского фронта, Архангельского военного округа и часть бомбардировочной авиации резерва ВГК. Для обеспечения проводки конвоев РQ-16, РQ-17, РQ-18 Ставка издавала специальные директивы.

Для борьбы с вражеской авиацией самолеты ВМФ совершили свыше 40% самолетовылетов. Ими было уничтожено в ходе воздушных боев и на аэродромах более 5500 вражеских самолетов. В ходе войны осуществлена высадка свыше 100 морских десантов. И если в 1941-1942 гг. десанты высаживались преимущественно без авиационной подготовки, то с 1943 года и уже до самого конца войны, к десантным действиям на всех их этапах широко привлекалась авиация. Для обеспечения десантных действий авиация осуществляла разведку, истребительное прикрытие в районах посадки войск, на этапе морского перехода и в пунктах высадки, а также подавление вражеской противодесантной обороны и содействие десанту в действиях на берегу.
Так, в 1943 году в ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции, самолеты ЧФ и 4-й воздушной армии выполнили свыше 4400 самолетовылетов. Только с 1 по 3 ноября штурмовая авиация участвовала в отражении 37 вражеских контратак в районе Эльтиген.
Авиация Краснознаменного Балтийского флота, в период проведения десантной операции по овладению островами Выборгского залива, оказалась основной силой по подавлению вражеской огневой системы на островах. Она произвела более 7500 самолетовылетов для содействия десантам, а также для ударов по боевым кораблям противника, пытавшимся воспрепятствовать высадке и действиям десантов на берегу.
Самолеты, и прежде всего бомбардировщики и штурмовики, являлись главной ударной силой, которая обеспечивала успех боя за высадку на всех его этапах. Причем действия бомбардировочной авиации были более эффективными на этапе предварительной подготовки к высадке, а штурмовой — в ходе непосредственного обеспечения высадки и сопровождения десанта при решении им задач на берегу. Истребительная авиация обеспечивала прикрытие ударных самолетов и действия десанта на всех этапах операции.
В целях достижения успеха морских десантных операций, иногда перед ним осуществляли высадку воздушного десанта, как это было при высадке войск силами Черноморского флота у села Григорьевка, в сентябре 1941 года под Одессой. Морской десант в районе Станички, Южная Озерейка поддерживался, и весьма эффективно, парашютным десантом, выброшенным в окрестностях деревни Васильевка.
Опыт войны еще раз доказал, что успех десантных операций в большой степени зависит от завоевания господства в воздухе, в зоне проведения операции. Авиация флотов привлекалась и для решения задачи снабжения высадившихся десантов боеприпасами и продовольствием, как это было, например, в период штормовой погоды во время Керченско-Эльтигенской десантной операции.
Текущая обстановка на сухопутных фронтах и морских театрах во многом определяла направления главных усилий авиации наших флотов. Так, особая важность обеспечения внутренних и внешних морских коммуникаций потребовала от авиации Северного флота сконцентрировать ее усилия на прикрытии кораблей и конвоев в море, баз и портов от воздушных ударов противника (71%. самолетовылетов). В это же время сложная и напряженная обстановка на примыкавших к Балтийскому и Черному морям флангах наших фронтов вынудила авиацию КБФ и ЧФ затратить соответственно 29% и 24% самолетовылетов для непосредственного содействия наземным войскам.
Как можно заметить морская авиация в период Отечественной войны стала главным родом сил ВМФ, ей принадлежала ведущая роль в борьбе с кораблями и судами противника, она была самым эффективным средством ПВО сил и объектов флота.



Опыт применения авиации ВМФ в годы войны помог верно определить роль и место этого рода сил флота в современной вооруженной борьбе на море. Он способствовал ее развитию в послевоенный период как одного из главных родов сил отечественного ВМФ.
Автор: Инженер-технарь.



[Источники]Источники:
Оригинал взят у navy_chf в Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне.
Иванов П. Крылья над морем. М.: Воениздат, 1973, С. 87-91,168-174, 199-207.
Лаврентьев Н. Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1983. С. 2-12, 62-89.
Герасимов В. Морская авиация отечественного ВМФ 1938-1945 гг. //Военная мысль. 2006. № 11. С.58- 66.
Кузнецов Г. Морская авиация в войне на море // Морской сборник. 1988. № 8. С. 31-34
Сталбо К. Опыт применения авиации ВМФ в Великой Отечественной войне. // Военно-исторический журнал, 1982. №3. С.25-30.
Морозов М. Морская торпедоносная авиация. СПб.: Галерея принт, 2007. С.114-115, 284-286, 411-412.
Источник:http://topwar.ru/.










Recent Posts from This Journal


promo aloban75 january 21, 20:01 131
Buy for 50 tokens
Замечательная новосибирская группа струнное трио Silenzium выпустила новый потрясающий клип, на это раз, на тему советского детства и пионерии музыка - Е.Крылатова аранжировка - Н.Григорьева Автор сценария – Наталья Григорьева, Андрей Береснев Режиссер – Андрей Береснев…

  • 1
Одна из самых опасных летных "работ" того времени - торпедоносцы. Пока подготовить торпеду к сбросу пилот долго висит на боевом курсе. Прямо на корабль-цель. А в это время по нему работает вся зенитная артиллерия цели и ещё кого. Тяжело вернуться домой.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account