?

Log in

No account? Create an account

ХРОНИКИ ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА

Призваны в мир мы вовсе не для праздников и пирований. На битву мы сюда призваны

Previous Entry Share Next Entry
ГРАМОТНОСТЬ В РОССИИ, КОТОРУЮ МЫ ПОТЕРЯЛИ
Основной
aloban75


Тема эта огромна по своему объему, и с массой статистических материалов. Всесторонне, я ее осветить в пределах даже нескольких постов не смогу, да я и не ставлю перед собой такую задачу. Я хочу лишь осветить вопрос грамотности (но не образованности! – это же разные вещи) основной части граждан Российской империи – жителей села.

Сельское население составляло преобладающую массу населения России (по данным 1897 года – 86,6%). Поэтому уровень грамотности сельского населения является определяющим для общей грамотности всего населения страны.

Начинать будем с 1867 года. Для примера берем Костромскую губернию. Источник данных – «Материалы для статистики Костромской губернии», под редакцией В. Пирогова, 1870 год, вып. II, 1875.

Численность населения - 1033,8 тыс. чел., в том числе грамотных – 89,0 тыс. чел. Процент грамотных - 8,6 (!). При этом процент грамотных мужчин – 16,1, а процент грамотных женщин всего 2,0 (!) (повод для того, чтобы написать на тему о равноправии женщин и мужчин в Российской империи?).

Следует отметить, что по отдельным уездам процент грамотных среди сельского населения был различен. Так, среди мужского населения Чухломского уезда грамотные составили 33,9%, Костромского - 23,1% и Солигаличского – 23,1%. В то же время в Макарьевском уезде было всего 9,9% грамотных, в Варнавинском – 9,2% и Ветлужском – 4,8%. Еще более значительны различия в показателях грамотности были в отдельных волостях. В частности, в 1867 г. не было грамотных женщин в населении 15 волостей уездов Нерехтского, Юрьевецкого, Макарьевского и Ветлужского.

А теперь я привожу данные по Московской губернии за 1869 год.


Численность населения – 1183,3 тыс. чел., в том числе грамотных – 88,6 тыс. чел.
Процент грамотных – 7,5 (!). Ниже чем в Костромской губернии за 1867 год! При этом процент грамотных мужчин – 13,6, а процент грамотных женщин всего 1,8 (!) (сельским женщинам, таки капитально не везло с образованием в Российской империи!).

Различия в показателях грамотности по отдельным уездам были весьма значительны: 11,5% - в Коломенском, 10,3% - в Богородском, по 4,1% - в Верейском и Рузском уездах. Среди женского населения процент грамотных в некоторых уездах Московской губернии составлял: в Можайском – 0,5%, Рузском – 0,4%, т.е. на 200-250 женщин приходилась лишь одна грамотная!

И это не на задворках империи, где-нибудь на Дальнем Востоке или Урале, это центре Европейской России!

А какова же была ситуация по вопросу образования крестьянства, скажем в Харьковской губернии в тот же период?

Источник – Г. Данилевский «Об образовании низших классов России, Сельские училища и народное образование в Харьковской губернии, Отечественные записки» № 4, 1864, стр. 533-535.

К 1 января 1864 года в Харьковской губернии на 1.300 тыс. крестьян было 285 народных школ, всего училось в этих школах 2790 человек обеих полов. Следовательно, в губернии приходится 1 учащийся на 133 человека крестьянского сословия!

Г.Данилевский пишет: «Оказывается, что где я ни был, на расспросы мои в волостных правлениях палатских и бывших помещичьих крестьян, а также в штабах и канцеляриях поселений, мне отвечали, что действительно средним числом на сто душ крестьян каждого посещенного мною селения или волости грамотных, взрослых и малолеток, приходится в настоящее время не более 2-х и редко 3 человека. Есть в действительности села и волости, особенно помещичьи и бывшие военные, где на 300 душ и более жителей нет ни одного грамотного».

Ну и чтобы закончить с этим периодом времени, почитаем еще один источник: М. Суперанский «Начальная народная школа в Симбирской губернии», 1906 год, стр. 72.

«В общем, грамотных среди крестьян было очень мало. Иногда в целом селении не оказывалось ни одного грамотного. Даже у удельных крестьян должности старшин и старост часто заполняли люди неграмотные. Школа не привила любовь к книгам, которые при этом было трудно достать крестьянам, и потому и лица, прошедшие школу, скоро забывали с трудом и в слабой степени усвоенную грамотность».


ВОТ ТАК-ТО!

А теперь давайте посмотрим как изменилась ситуация с процентом грамотных сельских жителей на момент 1908-1913 годов. Источник – Сборник «Земские подворные переписи 1880-1913гг.»

Самое интересное, что речь в этих данных идет не про образованных людей, а про: грамотных, полуграмотных и учащихся. Такой вот «сборник». (интересно было бы, задать автору этих данных вопрос о том, чем грамотный, по его мнению, отличается от полуграмотного, может разница та же, как между умным и полоумным?)

Хотя ладно, считаем, как есть.

На 1-м месте. Самый высокий процент грамотных, полуграмотных и учащихся селян в Московской губернии – 41,7%. По сравнению с данными 1869 года (7,5%) это конечно прогресс! Вот только одно «НО». Исследования проводились только в 4 уездах и то частично! (о чем сказано в таблице). Есть правда и один существенный плюс: у мужчин процент – 58,6, у женщин – 25,9 (!) (для непомнящих напоминаю, в 1869 году процент грамотных женщин по Московской губернии был всего 1,8)

На 2-м месте. С заметным отставанием сюда дошла Тверская губерния – 34,1% грамотных, полуграмотных и т.д.

На 3-м месте. Олонецкая губерния – 30,4%.

Остальные «достижения» таковы.

Тульская губерния – 28,5%
Харьковская губерния – 25,1%
Полтавская губерния – 23,7%
Вологодская губерния – 22,0%
Новгородская губерния – 21,6%
Калужская губерния – 20,3%
Самарская губерния – 19,5%
Симбирская губерния – 15,6%
Пензенская губерния – 14,8%.


Два слова про аутсайдера – Пензенскую губернию. Период обследования 1910-1912 годы. Грамотных, полуграмотных и учащихся 25,9% мужчин, женщин – 3,8%.

В среднем по указанным губерниям за период 1908-1913 гг. грамотных было 24-25% общей численности сельского населения. Причем среди мужчин этих губерний грамотными было 38%, а среди женщин – в 4 раза меньше – 9% (!). Таким образом, 9/10 женщин в сельских местностях России в 1908-1913 гг. были неграмотны. Особенно резко выделялась в этом отношении Вологодская, Симбирская и Пензенская губернии, где процент грамотных среди женщин в 1910-1912 гг. был примерно в 7 раз меньше, чем среди мужчин (!).

Вывод такой.

Хотя за 45 лет (с середины 60-х годов XIX в. По 1908-1913 гг.) грамотность сельского населения повысилась с 5-6 до 24-25%, все же 3/4 населения деревни оставалось неграмотным.

В общем-то, после такого вывода тему моего поста можно считать исчерпанной, однако я хочу дать своим читателям небольшой бонус – «Грамотность населения России в 1897 году»

Все население России, процент грамотных – 21,1, в том числе:

Европейская Россия – 22,9%
Кавказ – 12,4%
Сибирь – 12,3%
Средняя Азия – 3,3%.


Процент грамотных по губерниям (Европейская Россия):

Эстляндская – 77,9
Лифляндская – 77.7
Курляндская – 70,9

Петербургская – 55,5
Ковенская – 41,9
Московская – 40,2
Ярославская – 36,2
Гродненская – 29,2
Виленская – 28,8
Таврическая – 27,9
Владимирская – 27,0
Херсонская – 25,9
Олонецкая – 25,3
Витебская – 24,6
Тверская – 24,5
Костромская – 24,0
Саратовская – 23,8
Архангельская – 23,3
Новгородская – 23,0
Область Войска Донского – 22,4
Самарская – 22,1
Нижегородская – 22,0
Екатеринославская – 21,5
Тульская – 20,7
Оренбургская – 20,4
Рязанская – 20,3
Калужская – 19,4
Пермская – 19,2
Вологодская – 19,1
Черниговская – 18,4
Киевская – 18,1
Казанская – 17,9
Минская – 17,8
Орловская – 17,6
Смоленская – 17,3
Волынская – 17,2
Могилевская – 16,9
Полтавская – 16,9
Харьковская – 16,8
Уфимская – 16,7
Тамбовская – 16,6
Воронежская – 16,3
Курская – 16,3
Вятская – 16,0
Бессарабская – 15,6
Симбирская – 15,6
Астраханская – 15,5
Подольская – 15,5
Пензенская – 14,7
Псковская – 14,6


Краткий комент по этим данным.

Процент грамотных в первых трех прибалтийских губерниях (70-78%) почти в 5 раз превышал процент грамотных в четырех последних губерниях (14,6-15,5%). При этом даже Петербургская губерния по проценту грамотных даже близко не стоит рядом с любой из прибалтийских губерний (!).

Ну, и чтобы закончить этот вопрос, приведу еще данные о распределении учащихся в начальных школах России в 1911 году по продолжительности обучения.

В городах:

Процент учившихся в начальной школе 1-й год – 42,1%
Процент учившихся в начальной школе о 1 года до 3 лет – 47,55%
Процент учившихся в начальной школе более 3-х лет – 10,35% (!)


В деревнях:

Процент учившихся в начальной школе 1-й год – 43,4%
Процент учившихся в начальной школе о 1 года до 3 лет – 47,0%
Процент учившихся в начальной школе более 3-х лет – 9,6% (!)


И еще. Такой факт. В дореволюционной России преобладающая масса детей в возрасте старше 12 лет вовсе не училась в школах! И это по состоянию на 1916 год! Данные эти у меня под рукой, так что можете просто поверить мне на слово.

Источник



Recent Posts from This Journal


promo aloban75 october 16, 17:01 16
Buy for 50 tokens
Совсем недавно я узнал об этом музыкальном коллективе и уже успел стать их поклонником. Очень радует, что появляется все больше талантливых и творческих молодых людей с левыми взглядами, да еще так теоретически подкованных. Иначе и быть не может, ведь Коммунизм - это молодость мира!…

  • 1
Из истории моей семьи.
В семье прапрадеда грамотным был только он, младший из 11 детей. Родители тоже неграмотные.
Из мемуаров предка следует что во всей деревне было 2 грамотных человека, отставной солдат Федор и священник...

К тому же понятие грамотности весьма и весьма размыто.

после гражданки куча молодежи была брошена на село для учения на деле.

@@К тому же понятие грамотности весьма и весьма размыто.

Вот именно.

И -да! - я вовсе не собираюсь отрицать тот факт, что большевики, ликвидируя массовую неграмотность, преследовали в том числе и "узко-корыстные" цели - максимизировать процент людей, подверженных печатной пропаганде. ))))
Так и "буржуи", введя всеобщее "хотя-бы-начальное" образование в наиболее развитых странах Запада, не филантропией занимались. ) Им нужны были грамотные работники.

Edited at 2018-09-07 12:27 pm (UTC)

В России, которую мы потеряли как-то оченно желали замолчать количество разнообразных крестьянских бунтов. И "шибко грамотных" местные власти уж очень не любили.

А зачем козе барабан? Если крестьянину грамотность была нужна он ей овладевал - легко.
Рассуждения о грамотности крестьянства - это любимая развлекаловка "либералов" и прочих "демократов".
Это из той же серии, что и "идиотизм деревенской жизни" классиков марксизма.

С головой то немножко беда, да? Легко видете ли. "А мужики то и не знают!"(с)
И не зная, что это все видите ли очень легко, правительства всех государств, которые сейчас причисляют к "развитым", тратили кучу усилий на внедрение всеобщего обучения грамотности. Причем именно с малолетства, а не в расчете на "если будет нужна - овладеют".

И действительно, нахрена грамотность то? Вон тупые японцы зачем то еще до 1905-го года издали законы, которые должны были привести к тому, что все японцы станут грамотными. И к началу русско-японской войны в армии Японии из 100 солдат 85 были грамотны, а по подрастающему населению - грамотны были три четверти мальчиков и половина девочек.
Ах да, судя по тому, что это Япония нахлобучила РИ в русско-японской войне, наверное это вовсе не японцы были тупые.

И для дураков:
Обучение грамотности нужно иключительно для того, чтобы пополнять кадровые ряды из числа своих сограждан - обучать их, отбирать из них способных и лояльных, и создавать возможности для продвижения таковых по социальной лестнице.

А вот если как в "богоспасаемой" РИ - залезть на шею шир.нар.массам и держать их в невежестве, дабы не допускать появления в их среде потенциальных конкурентов на свое теплое место, то тогда да - тогда обучение грамоте населения нахрен не нужно.
Но тогда и получим что "русский мужик своего барина не уважает"(c)А.С.Пушкин, и патриотом особо то и не будет. Потому как мужик хотя и не грамотный, но отнюдь не тупой - видит что правят им отнюдь не лучшие представители общества.

"С головой то немножко беда, да?" Не могу возразить - проблемы есть у многих :-))
Но все же советую не экстраполировать представления сегодняшнего дня на прошлое полуторавековой давности.
Мои родственники - крестьяне из Солигаличского уезда - неграмотные, полуграмотные и грамотные (23,1%) жили одинаково хорошо (для того времени). А вот их потомки в начале прошлого века получили образование и в Революцию оказались по разные стороны баррикад и поплатились за это. Всему виной недостаточное образование - получившие действительно хорошее образование достигли больших успехов, а недоучки ррреволюционеры всегда проигрывали, вплоть до 1991 года...
Нет ничего страшнее полудурка с дипломом об образовании (начальном, среднем, высшим или с профессорским - разницы нет). "По плодам его..."
Не в грамотности дело, а в умении ей пользоваться с выгодой для себя и мiра.
Вы, уважаемы, правы - от недостатка образования иногда с головой беда, но совсем не немножечко.

>>> Мои родственники - крестьяне из Солигаличского уезда - неграмотные, полуграмотные и грамотные (23,1%) жили одинаково хорошо (для того времени). А вот их потомки в начале прошлого века получили образование и в Революцию оказались по разные стороны баррикад и поплатились за это. Всему виной недостаточное образование - получившие действительно хорошее образование достигли больших успехов, а недоучки ррреволюционеры всегда проигрывали, вплоть до 1991 года..

Очень странный какой-то пассаж.

Во-первых - личные истории ваших родственников каким-либо показателем и мерилом здесь являться не могут. Это всего лишь единичные истории ваших родственников, и говорить они могут только о ваших родственниках.

А во-вторых - вы, гражданин, вообще какую-то чушь несете.
Нахрена вы сравниваете жизнь крестьян РИ 1850-х годов и крестьян (или вообще не крестьян? т.к. не понятно из вашего текста) 1900-х годов РИ? Если уж сравнивать (в контексте вопроса об образованности), то сравнивать жизнь образованного крестьянина 1850-х годов и необразованного крестьянина тех же 1850-х годов. Причем не единичные случаи, а массовую статистическую выборку. И тоже делать для 1900-х годов.
А потом неплохо бы сравнить с другими странами, с уровнем грамотности и качеством жизни там.

Это конечно правильно, что грамотностью нужно уметь пользоваться. Но если грамотности нет вообще - то и пользоваться будет нечем. Ах да, "можно же легко научиться", да? Нет.
Знаете выражение: "Какой нож лучший? - Тот, который в нужный момент будет при тебе".
Так же и с грамотностью. Грамотность - это инструмент, и лучше им владеть заранее, до того, как возникнет необходимость в непосредственном практическом применении.
Это хорошо, если массово все вокруг тоже неграмотны, тогда да - все (большинство) стартуют с равных (примерно равных конечно же) позиций и вполне "можно и научиться", если вдруг припрет.
А вот если наоборот, вокруг все массово грамотны - то тогда стартовые позиции уже изначально не равны, и безграмотный рискует навсегда остаться в аутсайдерах.

А почему анонимно? Приятно было бы познакомиться с интересным оппонентом из другого мiра.
Вас возмутило что? Как я понял возмутило то, что я поставил под сомнение преувеличение "либералами-западниками" значения образования? Для меня это факт, который Вы не опровергаете, а лишь подкрепляете своим примером.
Современный традиционные цыгане избегают обучение, но живут вполне сносно. Моя полуграмотная бабушка считалась в семье кладезем премудрости, а ее младшая сестра - дурочкой, хотя и окончила до Революции (17-ого года) гимназию и пединститут в Ленинграде. Это тоже "единичные истории", но в капле дождя видны седые скулы океана. Синергетика и ничего личного.
Есть еще принцип необходимости и достаточности, который весьма актуален в условиях ограничения ресурсов. Это только у поэта можно попахать или помахать кувалдой смену, а потом писать стихи. В жизни, уважаемый гражданин, все не так однозначно: поживете - несомненно поймете, т.к. довольно любознательны.
Кстати, апория Зенона "Ахилес и черепаха", как и другие загадки софистов, - хороший тест на интеллект - помогают узнать носителей грамотности и "образованцев". А Вы все про голову, с которой беда...

Очень любопытные данные предпоследней таблицы для националистов, которые заявляют, что большевики "издевались" над русским населением. Самую необразованную Псковскую губернию "издевательски" заставили получить почти 100%-е образование... Садисты, чо!

  • 1