?

Log in

No account? Create an account

ХРОНИКИ ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА

Призваны в мир мы вовсе не для праздников и пирований. На битву мы сюда призваны

Previous Entry Share Next Entry
Цифры, измеряющие совесть. Еще раз о «геноциде священников»
Основной
aloban75


В 1924 г. патриарх Московский и всея России Тихон, ныне причисленный Русской православной церковью к лику святых, так сказал о только что почившем В.И. Ленине: «Всякий верующий имеет право и возможность поминать его. Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души»(1).

В эти же траурные дни Священный синод – руководящий орган Церкви – в обращении к М.И. Калинину писал: «Священный синод российской православной церкви выражает вам искреннейшее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства векового насилия и гнета, на пути полной свободы и самоустроения.
Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства, и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ. Пусть могила эта родит еще миллионы новых Ленинов (так в тексте. – Г.Х.) и соединит всех в единую великую братскую, никем неодолимую семью. И грядущие века да не загладят из памяти народной дорогу к этой могиле, колыбели свободы всего человечества.
Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше, чем живые. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для всех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианственной (так в тексте. – Г.Х.) душе»(2).

Сейчас, когда нам навязчиво рассказывают о «массовом уничтожении священников» чуть ли не по приказу самого Ленина, эти проникновенные слова, сказанные высочайшими церковными иерархами середины 1920-х гг. для многих, видимо, прозвучат неожиданно. Кто-то из читателей, возможно, даже заподозрит подделку. Но нет, подлинность обоих высказываний никогда не подвергалась сомнению ни историками-специалистами, ни самой Церковью.

Как же это возможно? Может быть, что-то не так в навязываемых ныне представлениях о ленинском времени? Имел ли место при Ленине тот якобы «чудовищный антицерковный террор», который, как нас заверяют, унес жизни сотен тысяч представителей православного духовенства? Сколько священников погибло в период Гражданской войны и в первые послевоенные годы? Этому кругу вольно или невольно запутанных вопросов посвящена наша статья.


Наука и мифы

На протяжении последних 30 лет десятки исследователей обращаются к темам красного и белого террора, судеб духовенства Русской православной церкви в советский период. Несмотря на публикацию огромного количества источников – воспоминаний и рассекреченных архивных документов, несмотря на обилие исследований по этим вопросам на материале многих российских регионов, историки все еще не ответили однозначно и обоснованно на вопрос о том, сколько представителей православного духовенства погибло в результате чьих бы то ни было насильственных действий в 1917 г. и позднее, в первые месяцы и годы после Октябрьской революции.

Указанная неопределенность вызвана тем, что различные исследователи называют абсолютно не согласующиеся между собою данные относительно количества этих жертв, причем цифры, фигурирующие у разных авторов, могут отличаться в десятки, сотни, а порою и в тысячи раз. Так, известный историк Церкви Д.В. Поспеловский в одной из своих работ утверждал, что с июня 1918 г. по март 1921 г. погибло не менее 28 архиереев, 102 приходских священников и 154 диаконов(3), из чего можно сделать вывод, что, по мнению ученого, число жертв среди священнослужителей в годы Гражданской войны следует измерять сотнями.

С другой стороны, в литературе циркулирует гораздо более внушительная цифра: будто бы из 360 000 священнослужителей, трудившихся в Русской православной церкви перед революцией, к концу 1919 г. в живых осталось всего 40 000 человек(4). Иными словами, утверждается, что только за первые два года Гражданской войны погибло около 320 000 священнослужителей. Заметим, однако, что согласно официальной церковной статистике, общее число священнослужителей Русской православной церкви накануне 1917 г. было почти в 5 раз меньше – оно недотягивало даже до 70 000 человек! Так что все рассказы о «сотнях тысяч» священнослужителей, якобы погибших в годы Гражданской войны, являются несомненным вымыслом.

Листая различные статьи и книги, слушая всевозможные теле- и радиопередачи, читатель наверняка столкнется и с другими цифрами. Однако важно понимать – никакие существующие на сегодняшний день «версии» численности жертв не подкреплены сколько-нибудь надежными доказательствами. Авторы, затрагивающие вопрос о числе погибших священнослужителей, всегда «темнят»:
– либо приводят собственную статистику, не называя источников и не раскрывая методику своих подсчетов;
– либо дают ложные ссылки на труднодоступные или несуществующие источники;
– либо опираются на более ранние исследования, которые уже страдают одним из названных недостатков.

Что касается ложных ссылок, то таким примером может послужить одна из ранних работ историка, ныне доктора исторических наук М.Ю. Крапивина, в которой он повторяет выдумку о 320 000 погибших священнослужителях. В качестве «доказательства» М.Ю. Крапивин дает ссылку на Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства СССР: «Ф[онд] 470. Оп[ись] 2. Д[ела] 25–26, 170 и др.»(5) Сегодня этот архив называется иначе – Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), его двери открыты для всех желающих. Автор этих строк обратился в ГАРФ, познакомился с указанными М.Ю. Крапивиным делами и ответственно заявляет: никаких подобных цифр в них нет, а ссылка поставлена М.Ю. Крапивиным произвольно, в расчете на доверчивого читателя.

Примеров безответственности и даже сознательного искажения фактов немало. В результате в информационном пространстве накапливаются и благополучно уживаются самые разные – как неправдоподобно маленькие, так и неправдоподобно большие цифры жертв, которые открывают простор для необузданного фантазирования.

Сколько священнослужителей
погибло в 1917–1926 годах?


Одним из важнейших и серьезнейших источников, который мог бы внести ясность в многолетнюю неразбериху в обсуждаемом вопросе, является всесоюзная перепись населения СССР, проводившаяся в декабре 1926 г. Она дала достаточно точные цифры, касающиеся духовенства СССР, однако, насколько нам известно, еще никогда не привлекалась для решения затронутой проблемы. Ниже мы сравним данные переписи 1926 г. с другим серьезным источником – официальной статистикой Русской православной церкви, содержащейся в ежегодных церковных отчетах 1910–1915 гг. И таким образом мы выясним реальные масштабы насилия по отношению к православному духовенству в период с 1917 по 1926 г.

Формат газетной статьи не позволяет привести целый ряд важных деталей (вычисления, таблицы, ссылки на используемые первоисточники и т.п.), поэтому мы ограничимся изложением общей идеи и основных результатов, а заинтересованному читателю посоветуем обратиться к другому нашему исследованию, в котором каждая названная здесь цифра аккуратно обоснована(6).

Для краткости будем именовать Территорией те области, которые в конце 1926 г. составляли СССР. Согласно официальной церковной статистике, накануне 1917 г. на Территории трудилось 68 119 православных священнослужителей(7). Изучение епархиальных периодических изданий показывает, что перед революцией на Территории в ряды священнослужителей ежегодно вступало 1328 новых членов(8). Соответственно, в течение 10 лет, с 1917 по 1926 г., священнослужителями стало не более 13 280 чел. (говорим «не более», поскольку после Октябрьской революции привлекательность карьеры священнослужителя в целом уменьшилась). Значит, в 1917–1926 гг. на Территории священнослужителями успело побывать не более 68 119+13 280=81 399 чел.

Часть этих людей к концу 1926 г. «выбыли» из рядов священнослужителей Территории: одни ушли из жизни естественным путем, другие эмигрировали, третьи сняли с себя священный сан, а остальные, увы, стали жертвами насилия. Оценим масштабы каждого из этих процессов.

Перепись населения СССР, проводившаяся в конце 1926 г., показала, что в этот момент на Территории насчитывалось 58 587 православных священнослужителей(9). Таким образом, за 10 изучаемых лет их число сократилось на 68 119–58 587=9532 чел. Если считать, что число священнослужителей Территории уменьшалось в эти годы равномерно, т.е. в среднем на 953 чел. в год, можно вычислить, сколько священнослужителей было в начале каждого изучаемого года: в начале 1917-го – 68 119 чел., в начале 1918-го – 67 166 чел., в начале 1919-го – 66 213 чел. и т.д. С учетом того, что до 1917 года естественная смертность среди священнослужителей составляла 1,95% в год(10), можно подсчитать, сколько священнослужителей уходило из жизни своей смертью в течение каждого изучаемого года: в 1917-м – не менее 1328 чел., в 1918-м – не менее 1310 чел., в 1919-м – не менее 1291 чел. и т.д. Итого за 10 лет – не менее 12 447 чел. (всюду говорим «не менее», поскольку в первые революционные годы естественная смертность среди всех слоев населения была в среднем выше, чем до революции). Кроме того, по оценкам современных историков, в годы Гражданской войны с Территории эмигрировало около 2000 священнослужителей(11). Наконец, примерно 10% от дореволюционного числа священнослужителей Территории (т.е. 68 119х10%=6812 чел.) с 1917 по 1926 г. сняли с себя священный сан(12).

Подведем итоги. С 1917 по 1926 г. на Территории священнослужителями могло побывать не более 81 399 чел. Из них к концу 1926 года в Церкви осталось 58 587 чел. Об остальных священнослужителях (их было не более 81 399–58 587=22 812 чел.) мы знаем, что они «выбывали» из церковных кругов Территории четырьмя путями: в результате естественной смертности (не менее 12 447 чел.), эмиграции (около 2000 чел.), снятия сана (6812 чел.) и насильственной смертности. Отсюда следует, что с 1917 по 1926 год на Территории насильственной смертью погибло не более 22 812–12 447–2000–6812=1553 священнослужителей Русской православной церкви.

Итак, округляя полученную цифру, можно утверждать, что, согласно имеющимся на сегодняшний день данным и оценкам, с начала 1917 по конец 1926 г. в границах СССР образца 1926 г. насильственной смертью погибло менее 1600 православных священнослужителей. Подчеркнем, что 1600 – это всего лишь верхняя планка. Реальное число жертв, скорее всего, значительно меньше 1600 человек, но вот насколько меньше – сказать сложно.

Как относиться к полученному результату?

Всегда тяжело писать о гибели людей в революционном водовороте – неизбежном, трагическом следствии векового недуга, которым было поражено российское общество. Этот недуг – равнодушие одних слоев к бедственному и униженному положению других слоев. Именно это антихристианское равнодушие постепенно привело к острейшим социальным противоречиям, которые не могли разрешиться иначе как через кровопролитие. (Сегодняшние разговоры о том, что причиной обострения конфликтов в обществе была чья-то «злая воля» или «бессовестная пропаганда», настолько нелепы, что останавливаться на них нет смысла, все это – байки для людей, не читавших школьные учебники.)

В годы Гражданской войны по обе стороны баррикад погибло огромное количество людей: от эпидемий, голода, холода, ранений, террора… Несколько случайных примеров. По подсчетам ученых-демографов, в Екатеринбургской губернии подчиненные белого адмирала А.В. Колчака расстреляли и замучили более 25 тыс. человек(13); жертвами еврейских погромов, проводившихся главным образом белогвардейцами, украинскими националистами и поляками, стали около 300 тыс. человек(14); общие потери белых и красных вооруженных сил (убитые в боях, умершие от ран и т.д.) составляют от 2,5 до 3,3 млн человек(15). И это не советская статистика, это данные, признанные современными специалистами, которых трудно заподозрить в ангажированности. На фоне перечисленных цифр потери среди священнослужителей за 10 лет выглядят не столь впечатляющими, хотя смерть даже одного человека – это всегда трагедия.

И все же ради установления исторической справедливости имеет смысл задаться вопросом о том, какой процент православных священнослужителей погиб насильственной смертью в изучаемый период. Для этого нам придется еще раз вспомнить, что естественно умерших, эмигрировавших и снявших с себя сан в общей сложности насчитывалось не менее 12 447+2000+6812=21 259 человек. Поскольку к концу 1926 г. в стране было 58 587 священнослужителей, то всего с 1917 по 1926 г. в рядах священнослужителей побывало не менее 58 587+21 259=79 846 человек. Значит, если говорить о всех побывавших в статусе священнослужителя на Территории в изучаемое десятилетие, то их количество будет заключено между 79 846 и 81 399. Каким бы ни было это количество, число погибших священнослужителей (не более 1553 чел.) составляет заведомо меньше 2% от него.

Итак, согласно имеющимся на сегодняшний день данным и оценкам, с начала 1917 по конец 1926 г., в границах СССР на 1926 г., насильственной смертью погибло менее 2% всех православных священнослужителей. Вряд ли эта цифра позволяет говорить о «геноциде священников».

Сравнение с данными Русской православной церкви

С начала 1990-х годов Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ныне – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва) активно собирает сведения о притеснявшихся в первые десятилетия советской власти людях, так или иначе связанных с Русской православной церковью. Все эти сведения заносятся в специально организованную электронную базу новомучеников и исповедников «За Христа пострадавшие»(16). В результате 25 лет интенсивных поисков по самым разным источникам, в том числе по огромному количеству (более 70) государственных архивов практически во всех регионах России и даже некоторых стран СНГ(17), при участии более 1000 человек собран обширный материал. На сегодняшний день это самая полная база такого рода. И что же выяснилось?

В настоящий момент база данных содержит сведения о 858 священнослужителях, погибших в период с 1917 по 1926 г.(18). Нет никакой уверенности, в том, что все эти люди действительно погибли в указанные годы и на момент смерти были священнослужителями. Ведь при наполнении базы использовались самые разные источники, в том числе и не вполне достоверные, порою содержащие множество ошибок и неточностей, о чем пишут сами администраторы базы. Тем не менее наши оценки полностью согласуются с тем конкретным, пусть и не всегда точным, биографическим материалом, которым сегодня располагают церковные исследователи.

Сравнение с данными российских архивов

Интересно сравнить наш результат и с данными российских архивов. Как это ни странно, обнародованных цифр здесь очень немного.

Во-первых, в 2000 г. был опубликован уникальный документ из Центрального архива ФСБ, составленный в 1922 г. сотрудниками ВЧК(19). Это карта европейской части России, на которой регионы (по-видимому, губернии в их тогдашних границах) раскрашены различными цветами – в зависимости от того, сколько «лиц духовного звания» было в них расстреляно по постановлениям губернских ЧК в 1918 г. Наиболее впечатляющие цифры по четырем губерниям – Петроградской (550 чел.), Пермской (101 чел.), Калужской (78 чел.) и Казанской (20 чел.). В остальных регионах жертв значительно меньше: в 4 регионах – от 6 до 12 чел., в 9 областях – от 2 до 5 чел. Еще около 20 регионов окрашены цветами, которые соответствуют категориям: «1 случай расстрела», «нет расстрелов», «сведения неточ…(20)», «нет сведений», «уничтожен архив». В общей сложности получается от 800 до 850 человек.

Во-вторых, в литературе, опять же со ссылкой на архивы ВЧК, приводятся такие цифры: в 1918 г. – 827 расстрелянных священнослужителей, в 1919 г. – 19 расстрелянных священнослужителей(21). Итого – 846 человек.

Похоже, это единственные официальные цифры жертв среди духовенства в период с 1917 по 1926 г., когда-либо публиковавшиеся исследователями. Специалистам-историкам подобные «голые» цифры мало о чем говорят, поскольку они вызывают массу уточняющих вопросов. А многочисленные авторы, безудержно тиражирующие мифы о «десятках тысяч невинно убиенных священников», ни этими деталями, ни вообще документально подтвержденными цифрами просто не интересуются. Они уверены, что любая подобная статистика, содержащаяся в советских документах, «чудовищно занижена». Уверенность эта ни на чем, кроме как на «глубокой личной убежденности» авторов, не основана.
Никаких официальных цифр, касающихся 1917 г. и 1920–1926 гг., мы нигде не встречали.

Впрочем, это не слишком большая проблема. Мы можем снова обратиться к данным базы новомучеников «За Христа пострадавшие»: они свидетельствуют о том, что на 1918–1919 гг. пришлись около 80% всех случаев гибели священнослужителей, имевших место с 1917 по 1926 г.(22). Считая, что число 850, около которого «крутится» официальная советская статистика, составляет эти самые 80% от искомой величины, получаем примерно 1063 погибших священнослужителей за весь период с 1917 по 1926 г.

Таким образом, оценки, основанные на опубликованных архивных данных, тоже полностью согласуются с нашими выводами.

Духовенство в революционном водовороте (1917–1922)

В связи с затронутым вопросом хотелось бы обратить внимание читателей на два часто упускаемых из виду обстоятельства.

Первое. Далеко не все священнослужители, погибшие в изучаемое десятилетие насильственной смертью, были жертвами большевиков – красноармейцев и «чекистов». Не следует забывать, что в середине 1917 г., еще до Октябрьской революции, имели место кровавые расправы над духовенством со стороны крестьян(23). Кроме того, и в 1917 г., и позже убийства представителей духовенства могли совершать анархисты и обычные уголовники(24). Известны случаи, когда крестьяне уже в годы Гражданской войны убивали священнослужителей из чувства мести (за содействие жестоким казакам), без всякой политической – красной или белой – мотивации и без какого-либо руководства со стороны большевиков(25).



Далее полностью читайте здесь  http://www.sovross.ru/articles/1732/40780




Recent Posts from This Journal


promo aloban75 october 16, 17:01 11
Buy for 50 tokens
Совсем недавно я узнал об этом музыкальном коллективе и уже успел стать их поклонником. Очень радует, что появляется все больше талантливых и творческих молодых людей с левыми взглядами, да еще так теоретически подкованных. Иначе и быть не может, ведь Коммунизм - это молодость мира!…

  • 1
Спасибо!
Масштаб репрессий против священников до 1926 года показан достаточно убедительно?
А как обстояло дело после 1926 года? У Вас есть такие данные?

"В 1958 году 40% церквей в СССР закрылось. Только за 1959 год 200 иереев и протоиереев сложили с себя сан. Порядка 3000 служителей более низшего сана ушли из церкви. Были ликвидированы целые епархии: Сумская, Челябинская, Ульяновская. Три четверти монастырей в СССР было закрыто. Трагедия для РПЦ была более масштабная, чем после революции 1917 года. Что случилось? Ничего сверх естественного — РПЦ обязали платить налоги."
Подойдет?

Маловато будет

Остался неохваченным период между 26 и 58 годами.

Также нераскрыт воистину игиловский масштаб уничтожения церквей, мечетей и прочих медрессе.
Так в моём родном городе Ош в 1964 году осталась невзорванной единственная мечеть.
А до 1917 года их было свыше 300.
На последнюю не то чтобы взрывчатки не хватило, просто в ней на тот момент обиталась кафедра астрофизики местного пединститута, которую было некуда переселить.

Re: Маловато будет

А еще подскажите какие месяца надо охватить. И дни. И время точно, с какого надо документально что-то доказывать.
Ах, да. Между 26 и 58 годами еще было война. 22.06.41 - 09.05.45. Время подсказать?

"Так в моём родном городе Ош...до 1917 года их было свыше 300."
В 1939 году в городе проживало 33 000 человек. 33 000/300 = 110.
1 (одна) церковь/мечеть/храм на 100 человек? И вот почему я не верю?

Ну и для размышления: где правит наука нет места религии. И наоборот.

Re: Маловато будет

Достаточно 37-38 год.

Вы никогда не были в Хиве?
Посчитайте сколько там культовых сооружений: мечетей, медрессе, минаретов, мавзолеев и пересчитайте их на число жителей.
Вы сильно удивитесь.

Вы наверное не знаете, что многие тысячелетия наукой занимались преимущественно жрецы.
Что Исаак Ньютон был священником по совместительству, написал немало религиозных трактатов.
Но даже, если Вы правы, здания-то зачем взрывать.

Re: Маловато будет

Так, вранье про Ош проехали. Пошли в Хиви.
А вы были на Таити? А в Мадагаскаре?

Вы наверное не знаете, что время жрецов и их научных исследований прошло. Теперь наукой занимаются специально обученные ученые, а религией - специально обученные лжецы.

"Но даже, если Вы правы, здания-то зачем взрывать."
Объясняю на пальцах. Стоит здание. Мешает. Его надо снести. Снести быстрее всего (вот ужОс-то) направленным взрывом.
Внимание, вопрос. Чем здание церкви кардинально отличается от, скажем, кинотеатра? Ничем. Мешает - снести.

Re: Маловато будет

Странно, в Хиве не снесли ни одной мечети и медрессе.
А в Оше - все 150, кроме одной.
Вы мне не объясните чему и кому мешали домик Бабура на вершине первой скалы Сулейманки - высота 150 метров (ЕМНИП) трамвайных и троллейбусных линий мимо него не намечалось, небоскрёбов и хлопковых полей тоже не намечалось размещать на его месте?

Re: Маловато будет

Киргизия вошла в состав СССР в 1936 году. Докажите, что мечети сносили при СССР - тогда и продолжим.
Заодно, повторю:
"Чем здание церкви кардинально отличается от, скажем, кинотеатра? Ничем. Мешает - снести."

Re: Маловато будет

До 1936 года Киргизия входила в состав РСФСР.
Требуется ли доказательство того, что до 36 года РСФСР входило в состав СССР.
Церковь (мечеть) обычно является архитектурным памятником, часто весьма древним и представляющим историческую и художественную ценность.
Игиловцы, талибы и фанатичные атеисты этого обычно не понимают.
А кинотеатры, за исключением некоторых, памятниками не являются.

Re: Маловато будет

А, не понятно, все равно большевики виноваты.
Церковь обычно не является архитектурным памятником, а построеным на скорую руку зданием. Фанатичные хрипстеры этого обычно не понимают.
Архитектурный памятник - это здание древней постройки, охрагяемое законом. И да, там может быть как церковь, как кинотеатр, так и обычный жилой дом.

П.С. За 27 лет "независимости" уже отстроили все 300 (или 150 (или сколько их было на самом деле)) церквушек?

Re: Маловато будет

Статистические данные о население города Ош в 1910 году. Население составляет 44 204 душ обоего пола (23 170 мужского, 21 034 женского): сарты — 38 646, киргизы — 2 031, кашгарцы — 500, каракалпаки — 1 606, дунгане — 126, татары — 45, кара-киргизы — 8, таджики — 198, персы — 5, индусы — 3, цыгане — 12, армяне — 20, афганцы — 5, евреи — 33, других национальностей — 51. Домов — 6 254 (100 в русской части, 6 154 в туземной части)[7]. Церковь православная — Михаило-Архангельская. Мечетей — 154, мазаров — 7, приходское училище для детей обоего пола, школ (мактабов) мужских — 20, женских — 12, медресе — 5, предприятий — 8, городская больница на 15 кроватей, местный военный лазарет, военное собрание при 10-м Туркестанском батальоне.


Получается, что культовых мусульманских зданий было не 300, а 166, в том числе мечетей и медресе 159, т.е. примерно в 2 раза меньше.
Что сути моего камента не меняет.

Re: Маловато будет

"Получается, что культовых мусульманских зданий было не 300, а 166"
Не культовых, а культурных.

"Что сути моего камента не меняет."
Ну да. Соврать в два раза и говорить, что сути это не меняет, логично.

Мечетей - 150, а больница на 15 койко-мест.
Во житуха!!! Проклятые большевики пришли и испортили такой рассадник болезней! Еще и учиться заставили!

Re: Маловато будет

В Оше находится священная для мусульман гора Тахт-и-Сулайман (Трон Соломона), так что столь большое число культовых сооружений призвано было обслуживать не только местных жителей, но и паломников. Тем более, что Сулейманка "излечивала" бесплодие, алечение этой болячки было достаточно популярным для религиозного туризма, даже из Афганистана паломницы прибывали.
Кстати саму эту гору атеисты тоже пытались взорвать - превратить в сырьё для производства цемента.
Но вот тут действительно не хватило ни динамита ни времени.
за 20 лет взрывных работ удалось лишь чуток повредить находящуюся на окраине города четвёртую скалу горы.
А вот первую, самую вредоносную даже взрывать не начинали - как-то боязно было в центре города динамитом орудовать.

Re: Маловато будет

"Кстати саму эту гору атеисты тоже пытались взорвать - превратить в сырьё для производства цемента."
Цемент - это искусственное вещество, поэтому смешите кого-нибудь неграмотного.
"Тем более, что Сулейманка "излечивала" бесплодие"
ХАХАХАХАХА. А ума она не прибавляла? Видимо, нет.

"как-то боязно было в центре города динамитом орудовать."
Спросите у Гугла - сколько зданий в мире было снесено в центрах городов. Нет, не динамитом)
Про мифическую боязнь предоставите архивный документ? Я так и думал.

Если верить Курляндскому (См. Курляндский И. А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922–1953 гг.). — М.: Кучково поле, 2011. — стр. 511):
По данным Ежова, в период с августа по ноябрь 1937 года было арестовано 31359 «церковников и сектантов», из них митрополитов и епископов — 166, попов — 9116, монахов — 2173, «церковно-сектантского кулацкого актива» — 19904. Из их числа приговорено к расстрелу 13671 человек, из них епископов — 81, попов — 4629, монахов 934, «церковно-сектантского кулацкого актива» — 7004.

В своем комментарии к этим цифрам Ежов писал: «В результате наших оперативных мероприятий почти полностью ликвидирован епископат православной церкви, что в значительной мере ослабило и дезорганизовало церковь. <…> Вдвое сократилось количество попов и проповедников, что также должно способствовать разложению церкви и сектантов». По мнению Ежова, православные «церковники» (тихоновцы, обновленцы, григорианцы) якобы теперь действовали заодно с «сектантами», ставя «своей задачей создание единого антисоветского фронта».

Смотри-ка и тихоновцы под раздачу попали.

Эти данные Курляндского правильные или он их сфальсифицировал?
А ведь кроме 37 года в период с 26 по 58 было много и других лет, хотя 37-38 безусловно выдающиеся по размаху.


Ты, инфантил, еще на Солженицына сошлись. А Курляндский вообще гнида антисоветская, там клейма ставить негде. Понятно, какое говно ты читаешь, что так головой двинулся

Так приведите правильные цифры.
Ведь до 26 года у Вас получилось.

В Советском государстве не был расстрелян, арестован или осуждён ни один священник за то, что он был священником. Не было такой статьи. Советская власть никогда не подвергала преследованием людей, имеющих отношение к церкви. Советская власть беспощадно боролась только со своими врагами и неважно во что они были одеты – в поповскую рясу, военный мундир или гражданскую одежду. Служители культа пользовались правами обычных граждан и никаким гонениям со стороны властей не подвергались. Современные же обличители Советской власти принимают за аксиому тот факт, что любой священнослужитель невиновен по определению, а Советская власть по определению преступна.

Лишившаяся привилегий и гарантированного дохода, церковь приобрела необходимость содержать себя и платить налоги, как и всякий другой субъект хозяйственной деятельности. Власти трудящихся и крестьян захребетники не были нужны. В результате, если у церкви было мало прихожан и доходы не покрывали расходы, деятельность сворачивалась, и приход закрывался. Народ, что называется, трудовой копейкой голосовал за приход. Церкви зачастую закрывались и после ареста священнослужителя, занимавшегося антисоветской деятельностью. Нередки были случаи, когда местное население само требовало закрытие церквей и передачу их зданий под школы, клубы и т.п.

И тот факт, что закрывались сотни церквей, вовсе не говорит в пользу религии, как основы государства. Заброшенная церковь в итоге переходила в ведение местных органов власти. Надо сказать, у Советской власти не было какой-либо конкретной политики в отношении подобных зданий и уж точно не было установки на разрушении храмов. Что делать с заброшенной церковью всегда решал местный управляющий орган. Случалось, что церковь разбирали на кирпичи или просто сносили, если она мешала, скажем, строительству. Но это были скорее единичные случаи. Чаще всего здание использовали. Переделывали под клуб, склад, мастерские и т.п.

Как апофеоз «разрушительной» политики Советской власти, преподносят снос храма Христа Спасителя в 1931 году. Однако ни один из обличителей не упоминает о том, что перед этим, на протяжении почти пяти лет храм был заброшен. Так же не говорят о том, что на оккупированной территории, фашистами были уничтожены по разным оценкам от тысячи, до полутора тысяч церквей.

Религия в Советском государстве не была запрещена. Под запретом находилась лишь деятельность определенных религиозных сект, которые, кстати, до сих пор не в чести у официальной церкви. Утверждение же того, что в Советской России был атеизм, не является аргументом. Да, атеизм был, так же как он есть и сейчас. Был ли атеизм официальной государственной идеологией? Нет, не был. Да и о какой государственной атеистической идеологии можно говорить, если государство гарантировало свободу вероисповедания (совести)?
Все действия Советской власти в отношении церкви производились в соответствии с коммунистической теорией и интересов народа.

В качестве «страшного» аргумента в пользу якобы имевшихся гонений верующих приводят тот факт, что членство в Коммунистической партии было доступно только для атеистов. Да, это действительно так. Но компартия это общественная организация, членство в которой было добровольным. И как всякая партия, она вольна выдвигать к своим членам любые требования, которые сочтёт нужными.

Так писал или не писал враг народа Ежов слова:
«В результате наших оперативных мероприятий почти полностью ликвидирован епископат православной церкви, что в значительной мере ослабило и дезорганизовало церковь. <…> Вдвое сократилось количество попов и проповедников, что также должно способствовать разложению церкви и сектантов»?

Ты приводишь в аргумент х@й знает откуда взятый документ или фальшивку, а у меня спрашиваешь)))

Я вам уже дал понять, что Курляндскому лживый ублюдок, поэтому "факты" от него меня не интересуют.

Никому не нужно было разлагать церковь, никто её не разлагал. Тупой вообще? Еще раз:

В Советском государстве не был расстрелян, арестован или осуждён ни один священник за то, что он был священником. Не было такой статьи. Советская власть никогда не подвергала преследованием людей, имеющих отношение к церкви. Советская власть беспощадно боролась только со своими врагами и неважно во что они были одеты – в поповскую рясу, военный мундир или гражданскую одежду.

Ты сомневаешься что попы занимались антисоветской пропагандой? Занимались, а их современники словом и делом это еще и подтверждают, вот за это их и репрессировали.


Ни одного расстрелянного или посаженного ЗА ВЕРУ попа не было, а все за контрреволюционную, что по тем временам антигосударственную деятельность.

Благородный человек выдвигает людей не по их словам, но и не отбрасывает хорошие слова, если они сказаны недостойным человеком.
/Конфуций/
Заметьте, я ведь не отбросил статью, процитированую Вами из весьма недостойного, с моей точки зрения, источника - газеты "Советская Россия".
Поскольку мне важны факты, а их может опубликовать даже негодяй.

Этот Ваш камент поражает своей голословностью и отсутствием доказательств.
В отличие от запощенной Вами статьи про период до 26 года.

Ты, плять, с красным дипломом вообще знаешь что значит понятие "репрессии"?

А почему Вы спрашиваете?
Хотите поговорить об этом?

а что об этом говорить?

Репрессия (лат. repressio) — ответное давление, защитный механизм против давления. То есть в данном случае политические репрессии есть механизм против действий сил покушающихся на эту власть.

Если сейчас поп с амвона начнет призывать к херам вооруженным путем снести правящий режим он пойдет как минимум на 5 лет по ряда статьям начиная с 282. 280 и т.д.

Вот попы тогда этим и занимались, только тогда была 58-я статья.

За это же сажали и при царях

Митрополит Арсе́ний (в миру Александр Иванович Мацее́вич или Маскее́вич или Мацие́вич; 1697, Владимир-Волынский — 28 февраля (10 марта) 1772, Ревель) — епископ Православной Российской Церкви, митрополит Ростовский и Ярославский.

Лишён сана за противодействие секуляризации монастырских имуществ, умер в заточении.

Выступал против того, что Екатерина 2 повелела доходы от монастырей направлять на социальные нужды.

Пострадал в борьбе за бабло, но зато сейчас тоже

В 2000 году был прославлен в лике святых Русской православной церковью как священномученик.

Вот почти по тем же причинам после Октября духовенство в массе своей и выступило против Советов, за что выступал Арсений против царицы.

Советская власть и включило ответный механизм, в сущности делает любая власть - царская, советская и сделает нынешняя, если будут такие случаи.

Поэтому ни одного расстрелянного или посаженного ЗА ВЕРУ попа не было, а все за контрреволюционную и антисоветскую, что по тем временам антигосударственную деятельность.

Поэтому любые цифры репрессированных священников, хоть от Курляндского хоть от кого - это цифры политических преступников, наказанных за преступления.

Edited at 2018-09-27 04:10 pm (UTC)

  • 1