?

Log in

No account? Create an account

ХРОНИКИ ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА

Призваны в мир мы вовсе не для праздников и пирований. На битву мы сюда призваны

Previous Entry Share Next Entry
Чуйская - Курайская степь и Горный Алтай. Золотая Осень и фестиваль Беркучи (230 фото)
Земля
aloban75



Этимология слова "Алтай" восходит к монгольскому корню "алт", "алтан", означающему - золото. На тюркских языках этот корень также означает - золото. Например, по-татарски, по-казахски, по-турецки: "алтын". Горный массив Алтай в древние времена был родиной тюркских племён (которые сменили гуннов и сарматов, а те, в свою очередь, скифов). Затем в XIII веке туда пришли монгольские племена Чингиз хана. Это повлияло на изменения в топонимике названий окрестных мест.



Вторая часть слова "тай" - это монгольский суффикс -тай/-туй, который соответствует тюркскому суффиксу -лы/ды. Эти суффиксы превращают основу слова в прилагательное, означающее свойство быть богатым этим (основой слова), изобиловать этим. То есть в нашем случае, буквально: золотоносный или место, где в большом количестве есть золото. Можно провести аналогию с другими топонимами: Тарбагатай (Суырлы) - место, где много сурков, Шындыгатай (русск. Чандагатуй, Аккоянды) - место, где много белых зайцев, Кандагатай (Буланды) - место, где много лосей.
[Spoiler (click to open)]
Не исключено, что до монголов эти места назывались примерно так: Алтынтаг, Алтын йыш, Алтынтау. Здесь вторая часть слова означает "гора". В монгольских же оронимах (*вид топонима для гор, хребтов, холмов и т.д.*) редко используется напрямую слово "гора" - уул. Вместо этого используется суффикс -тай/-туй. При обратном переводе с монгольского на тюркский получилось бы: "Алтынды". Следует заметить, что в китайском переводе, эта местность называется "Цзинь-шань" (Кин-шан) - "Золотые горы".

Также следует вспомнить, что по топонимической подсказке в XVIII веке на Алтае было найдено золото.Здесь расположены высочайшая точка Сибири – гора Белуха и «младший брат Байкала» Телецкое озеро.
Чуйская степь — межгорная котловина на юго-востоке Алтая в верхнем течении реки Чуя. Расположена в Кош-Агачском районе Республики Алтай. На территории Чуйской степи расположено значительное количество археологических памятников, знакомиться с которыми лучше в сопровождении опытного проводника. На данный момент ученым известны 20 палеолитических стоянок. Здесь также находится самое крупное скопление наскальных рисунков во всем Алтайском крае; такое количество может сравниться с наиболее богатыми памятниками мирового древнего искусства — живописью Сахары и юго-запада США.
В долине реки Елангаш находится огромный комплекс наскальных рисунков. Общая территория, на которой были найдены петроглифы, в длину достигает 18 км, а в ширину — 1,5 и более. В результате исследования долины в 1968-1979 гг. было скопировано около 30 тыс. рисунков, изображающих человекоподобные фигуры, оленей, козлов, борьбу зверей и пр. В долине реки Юстыд, на 10 км севернее Ташанты, есть гигантский комплекс памятников, датированных от палеолита до раннего железного века: палеолитические местонахождения, курганы, рисунки, гончарные печи, каменные выкладки, оленные камни. На стыке Южно-Чуйского хребта и Сайлюгем находится Тархатинский мегалитический комплекс, известный также как «Алтайский Стоунхендж». Археологический памятник состоит из уложенных по кругу камней, глыб и округлых каменных выкладок разного диаметра. Высота столбов 6-7 метров. Общий диаметр сооружения 60 метров, оно практически точно ориентировано по сторонам света. Один из больших камней имеет форму кресла-трона, медитация на котором, по мнению многих, принесет пользу энергетическим ресурсам человека.
***
Суровы широкие пустынные просторы западной Монголии (Алтайский горный хребет). Зимой температура опускается до –40 градусов. В этих краях живут буркитши – казахи, которые чтут многовековую традицию и охотятся верхом на лошадях с орлами. Их осталось всего около 60 человек.
У кочевых народов Центральной Азии, главным образом казахов, киргизов и монголов, беркут используется в качестве ловчей птицы для охоты на лисиц-корсаков, зайцев, иногда волков, сайгаков и джейранов.
Одной из самых красивых казахских национальных традиций является охота с беркутом. Каждый год здесь проходит фестиваль «Беркут – крылья Чуйской степи» . Он должен был привлечь внимание общественности и помочь сохранить уникальные казахские традиции, а также защитить беркутов. Как отмечают старейшины высокогорья, много десятков лет назад и в Алтайских горах мужчины охотились с прекрасными птицами, однако постепенно этот способ был забыт. Именно поэтому, чтобы возродить традиции и обычаи своих предков, глава Кош-Агачского района А.Ж. Джаткамбаев вышел с инициативой на монгольских коллег, успешно практикующих беркутчи. Как рассказал управляющий отделом по административному управлению аймака Мантай Хавалхан, исполняющий еще и роль переводчика, беркутчи есть только в одном аймаке из 21. Искусство беркутчи – это не только традиционный вид охоты, это культура народа. Надеемся, что этот фестиваль со временем приобретет статус международного и вместе с гостями из Монголии, Казахстана будут соревноваться беркутчи Чуйской степи, Кош-Агачского района.
Беркут ( Aquila chrysaetos) — одна из наиболее известных хищных птиц семейства ястребиных, самый крупный орёл. Распространён в северном полушарии, где обитает преимущественно в горах, в меньшей степени на равнинных открытых и полуоткрытых ландшафтах. Избегает жилых районов, чувствителен к беспокойству со стороны человека. На большей части ареала живёт оседло, держится парами возле гнезда, на северной периферии области распространения и высокогорья часть птиц откочёвывает в менее снежные районы. Охотится на самую разнообразную дичь, чаще всего зайцев, грызунов и многие виды птиц. Иногда нападает на овец, телят и детёнышей оленей. Гнездо устраивает на дереве либо на труднодоступном скалистом уступе. В кладке обычно два яйца, однако чаще всего выживает только один птенец.
Традиция охоты с беркутом имеет очень древнюю историю — об этом, в частности, свидетельствуют наскальные рисунки (петроглифы), найденные на территории Монголии и относящиеся к андроновскому периоду бронзового века (XVI—XIV вв. до н. э.). Потомственные охотники, называемые беркутчи или кузбеги, учатся с детства и секреты мастерства передают из поколения в поколение. Обычно начинающий охотник вначале учится управлять перепелятником и чеглоком, затем пытается приручить тетеревятника, балобана, сапсана или кречета. Только после этого человеку доверяют обучение более крупного, сильного и опасного беркута, всегда под наблюдением более опытного наставника. У казахов каждая птица в зависимости от возраста имеет своё оригинальное название: годовалая — балапан/balapan, двухлетняя — қантүбіт/qantübit, трёхлетняя — тірнек/tirnek, 4-летняя — тастүлек/tastuwlek, 5-летняя — мұзбалақ/muzbalaq, 6-летняя — көктүбіт/köktübit, 7-летняя — қана/qana, 8-летняя — жана/cana, 9-летняя — майтүбит/maytübit, 10-летняя — барқын/barqın, 11-летняя — баршын/barşın, 12-летняя — шөгел/şögel. На дрессировку беркута уходят месяцы и даже годы.
Как правило, к охоте приучают молодых, но уже летающих орлов. Процесс ловли дикой птицы занимает один — два дня: охотник расставляет сеть с приманкой (например, голубем или кекликом) в местах, где охотится птица. Пойманного беркута несколько дней морят голодом и бессонницей. Охотник неотлучно находится рядом с птицей, разговаривает с ней, играет на домбре. Затем дрессируют на кормление с руки. Поначалу дикий орёл не принимает пищу от человека и часто на него бросается, однако спустя время привыкает и становится более послушным. Следующий этап — травля на приманку с набитым соломой чучелом лисицы, привязанным на длинную верёвку (в прежние времена тренировались с живой собакой). Голодную птицу выносят на улицу с надетым на голову кожаным колпачком — клобучком (иначе томагой) и снимают его в присутствии жертвы. Накинувшейся на добычу птице не дают растерзать её, но награждают куском мяса. Беркута также приучают к седлу, вывозят с хозяином в степь, дают привыкнуть к постоянному покачиванию и цокоту копыт. Особый момент — дрессировка на возврат к руке охотника. После долгих уроков беркут бывает готов к охоте и вместе с тем настолько привыкает с своему хозяину, что более не стремится улететь от него.
Охотятся зимой с коня, обычно утром или вечером. Беркута не держат на весу подобно лёгким соколам, а усаживают впереди беркутчи на лошадь. К выступающему изгибу седла, луке, крепится специальная подпорка с перекладиной, на которую кладётся одетая в толстую и длинную кожаную перчатку рука всадника, а сверху на неё усаживается птица. Надетый на глаза кожаный колпачок с бубенцами даёт беркуту ощущение ночи и не отвлекает на дорогу, кожаные ремешки и поводок не позволяют взлететь раньше времени. Приметив дичь, охотник с тревожным криком ослабляет путы, сбрасывает с головы беркута колпачок и подталкивает вверх. Взлетевший орёл с необыкновенной быстротой нападает на преследуемое животное, вцепляется в него когтями, бьёт крыльями, долбит клювом голову, либо перекусывает горло. Подскакивая, охотник уговаривает птицу отпустить зверя, ласково разговаривая с ним и награждая куском мяса. Приняв добычу, беркутчи тут же снимает с него шкуру, а птице снова надевает на глаза колпак, стягивает ноги путами и сажает её на седло.
К русскому императорскому двору беркуты были привезены в последний раз в 1856 году, по случаю коронования императора Александра II, и ими травили волков и лисиц
За последние столетия беркут исчез из многих районов, где обитал ранее — причинами этого стали массовое истребление, использование пестицидов, урбанизация и изменение земель под хозяйственные нужды. В настоящее время беркут, как и большинство других европейских пернатых хищников, находится под охраной государственных законодательств и межправительственных соглашений.В частности, беркут имеет статус редкого вида в Красной книге России.
В 1801 году казахи прибыли в Чуйскую степь из Восточного Казахстана через горы, где находится село Джазатор. В то время происходила бурная историческая жизнь Казахстана. Казахский народ терпел всякие жизненные трудности, испытания. Впоследствии казахи расселялись преимущественно в южной и восточной частях долины реки Чуи в зоне высокогорной полупустыни. ( Чуйская степь расположена на высоте 1700-2000 метров над уровнем моря). Хозяином этой земли был Алтайский хан. Чакирт вместе с аксакалами попросил Чуйскую землю. Предводители казахов провели предворительные переговоры с алтайскими зайсанами в начале 80-х годов XIX в. о переселении пятидесяти юрт. Однако на территории Чуйской степи расположилось около ста юрт, увеличившихся к концу века до двухсот.


Источник

















































































































































































































































Recent Posts from This Journal


promo aloban75 october 16, 17:01 11
Buy for 50 tokens
Совсем недавно я узнал об этом музыкальном коллективе и уже успел стать их поклонником. Очень радует, что появляется все больше талантливых и творческих молодых людей с левыми взглядами, да еще так теоретически подкованных. Иначе и быть не может, ведь Коммунизм - это молодость мира!…

  • 1
Потрясающе красивый край!

сыр чуйский знаю

  • 1