aloban / Андрей Лобанов (aloban75) wrote,
aloban / Андрей Лобанов
aloban75

Category:

КРАСОТА ВРЕМЕНИ




Коллекция Шабельских, показанная на Парижской Выставке 1900 г.

История России знает много фамилий, прославившихся своей собирательской деятельностью и чьи коллекции со временем становились достоянием народа. Одна из них коллекция семьи Шабельских, которая знаменита собранием народного женского костюма и образцов вышивки XVIII-XIX вв. По этой коллекции можно понять вкусы русского народа, его понимание красоты и гармонии, историю развития традиционного костюма, символику украшений. Основу коллекции заложила Наталья Леонидовна Шабельская. Она родилась в 1841г. (или в период до 1845 г.) в Таганроге в дворянской семье. В 1862 г. Наталья Леонидовна вышла замуж за харьковского землевладельца Петра Николаевича Шабельского. До 70-х годов XIX в. семья жила в имении мужа Чупаховка Харьковской губернии, после чего они переехали в Москву.



В 1877 г. во время одной из поездок по Волге, Наталья Леонидовна попала на Макарьевскую Нижегородскую ярмарку, где приобрела первые образцы старинных русских вышивок. С тех пор она поставила себе целью изучить эту отрасль русского народного творчества, собирать и хранить его образцы, а также создавать новые работы в том же стиле. Чуть позже ее заинтересовал женский костюм и весь ассортимент «древнего художественного обихода». Собирая коллекцию, Наталья Леонидовна вместе с дочерьми объездила всю Россию, посылала своих агентов во многие районы страны, делала покупки за границей. Отдельные предметы были изготовлены крестьянскими мастерицами в организованных ею мастерских по вышивке и кружевоплетению по старинным образцам в имении в Харьковской губернии и в особняке Шабельских на Садовой улице в Москве. Дом этот вскоре превратился в музей русской старины.

В 1896 г. часть собрания (головные уборы, вышивка, образцы тканей) была передана в Исторический музей. На ее основе был сформирован отдел тканей и истории костюма. В 1890 г. в Историческом музее прошла первая выставка коллекции Натальи Леонидовны, где было представлено 676 предметов из 21 губернии. После Н.Л. Шабельская неоднократно показывала свое собрание в Историческом музее в 1896 г., в Строгановском училище в 1901 г. Также проводились выставки и за границей: в Чикаго (1893 г.), Брюсселе (1894 г.) и Париже (1900 г.).

[Spoiler (click to open)]С середины 90-х гг. началась работа и по фотофиксации коллекций: в одном из своих писем известному археологу и историку И.Е. Забелину в 1895 году Шабельская сообщала, что «снято по сей день 175 фотографий одежды и по совету Вашему каждая будет с выкройками изображаемой одежды». Фотоколлекция Шабельских — уникальный источник не только по изучению истории русского костюма — она является редкой по своей художественной и научной значимости. Создававшаяся, прежде всего, с целью фиксации костюмов различных губерний, которые демонстрировали модели, она стала абсолютно самостоятельным феноменом в истории русской фотографии. Впервые фотографии моделей были опубликованы в 1908 году в очерке Редина Е.К., посвященном письмам В.В. Стасова к Н.Л. Шабельской. Вероятно, фотографированием коллекции занимались больше дочери Шабельской — Варвара Петровна (в замужестве — княгиня Сидамон-Эристова) и Наталья Петровна, которые и сами выступили в роли фотомоделей. При жизни Натальи Леонидовны, которая с 1895 года по 1904 год жила из-за болезни за границей, информация о ее коллекции была частично опубликована в различных изданиях и каталогах, но, к сожалению, без иллюстраций.

После смерти Натальи Леонидовны Шабельской, в 1904 году, встал вопрос о судьбе музея. Тогда ее коллекция насчитывала уже более 20000 предметов. Сестры Шабельские, понимавшие ценность и редкость собрания и обеспокоенные его дальнейшей судьбой, предложили дирекции Этнографического Отдела в Санкт-Петербурге приобрести коллекцию при условии устройства в музее зала имени их матери.

И в 1906 году никальное собрание женской одежды, головных уборов, кружев, различных предметов из дерева и кости, знакомящих с традициями шитья золотом, украшения жемчугом, низанья бисером, резьбы (всего более 4000 экспонатов) поступило в Этнографический Отдел. Часть предметов (1478) была подарена, а 2596 вещей приобретено за 40 тысяч рублей золотом в рассрочку на 5 лет императором Николаем II и даровано Этнографическому Отделу Русского музея.

Надо сказать, что дочери Варвара и Наталья получили прекрасное образование — они окончили Екатерининский институт в Москве. Есть сведения о том, что они руководили работой небольшой мастерской в Москве. Сестры сами делали рисунки для вышивок. Они также совершали поездки по губерниям, собирая новые предметы для коллекции, делая многочисленные фотографии. Вскоре они решили систематизировать коллекцию и выпустить о ней сборник. В 1910 г. выходит их совместный труд «Собрание русской старины», посвященный собранию кружев.

О деятельности сестер Шабельских в советское время дошли лишь отдельные факты. Варвара Петровна служила до февраля 1925 г. (она также из-за болезни уехала во Францию) в реставрационно-исследовательской организации. Зарабатывала на жизнь шитьем и выполнением украшений для женских костюмов, реставрацией. Сотрудничала с Археологическим институтом имени Н.П. Кондакова в Праге, была заочным консультантом, пересылала экспонаты из своей коллекции для музея Института. Наталья Петровна в 1920 г. входила в узкий круг специалистов, работавших в секции древнерусского искусства Московского института историко-художественных изысканий и музееведения. Но основными местами ее работы были Национальный музейный фонд, отдел Народного комиссариата просвещения по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, по совместительству она служила в реставрационной мастерской по шитью при Оружейной палате, в Комиссии по реставрации древнерусского шитья, а также она являлась научным сотрудником в Историческом музее.

В 1925 г. она переезжает в Париж к больной сестре. В 1929 г. они уезжают в Ниццу. Шабельские вывезли небольшую часть фотоколлекции с собой во Францию. Значительная часть (85 номеров), оставшаяся в России, поступила в собрание Дашковского музея в Москве в первой четверти XX века и в настоящее время хранится в фотоархиве Российского этнографического музея.

Альбуминовые и сделанные на соленых бумагах студийные фотографии отличает особая выразительность в передаче образа русской женщины; все модели удивительно органичны представляемым костюмам. В роли моделей выступали дочери Шабельской Наталья и Варвара и, вероятно, вышивальщицы из мастерской коллекционера.


источник
































































Tags: ФОТОАЛЬБОМЫ, одежда, фото-дореволюционная Россия, фото-этнография
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo aloban75 ноябрь 15, 11:30 91
Buy for 50 tokens
На основе работ Ольги Ширниной, которая занимается колоризацией исторических фотографий, сделал такую вот подборку к 102-й годовщине Великого Октября. Герои, спасшие страну, избавившие наш народ от рабства и положившие путь к освобождению человечества от оков эксплуатация и отчуждения.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments