?

Log in

No account? Create an account

ХРОНИКИ ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА

Призваны в мир мы вовсе не для праздников и пирований. На битву мы сюда призваны

Previous Entry Share Next Entry
Полёт «всадника без головы»
Алые паруса
aloban75
Ровно 30 лет назад, утром 4 июля 1989 года 19-летний сын бельгийского фермера Вим де Лар мирно сидел на веранде дома своего отца в деревеньке Кооихем, пока ему на голову не упал советский истребитель МиГ-23М.





Приехавшая полиция долго ничего не могла понять. Откуда в в 15-ти километрах от бельгийско-французской границы, которую от СССР отделяет более 1000 километров и половина Европы мог взяться самолет с красными звездами на крыльях? Да еще и без пилота, поскольку в обломках истребителя не обнаружили никаких других тел, кроме тела несчастного Вим де Лара.

А пилота там и не могло быть – он катапультировался за 900 километров от места трагедии, в районе польского города Колобжег на берегу Балтийского моря.

4 июля 1989 года с аэродрома одной из авиачастей Северной советских группы войск в районе Колобжега поднялся в воздух истребитель МиГ-23М, пилотируемый летчиком 1-го класса полковником Николаем Скуридиным (общий налет более 1700 часов, в том числе на МиГ-23 – 527 часов). Хотя это и хороший налет, но Скуридин был не строевым лётчиком а начальником политотдела 239-й истребительной авиадивизии (замполиты в советской авиации для поддержания лётной квалификации тоже должны были самостоятельно налетать определенное количество часов).

Это был второй его полёт в тот день и всё шло нормально до определенной высоты, пока пилот не услышал хлопок в левом воздухозаборнике. Одновременно с хлопком резко упала скорость самолета и пропал шум мотора. Все это говорило об остановке двигателя и пилот поступил так, как предписывает поступать в таких случаях инструкция – он повернул истребитель в сторону моря и катапультировался.


МиГ-23М

Уже в воздухе, опускаясь на парашюте, Скуридинов увидел, что за турбиной снижающегося самолёта тянется чёрный дым. Над морем советские локаторы истребитель потеряли, а вылетевшие вслед за ним перехватчики аварийную машину не обнаружили. Решив, что самолёт упал в море все успокоились и занялись написанием рапортов.
  А дальше произошло то, что впоследствии сами авиаторы назовут уникальным явлением: через 6 секунд после катапультирования пилота из-за изменения центровки самолёт прекратил снижение, а его двигатель начал увеличивать обороты. И МиГ продолжил полёт, набирая высоту в автоматическом режиме (автопилот продолжал работать) строго по заданному курсу.

  Система опознавания «Я — свой» тоже оставалась включённой, потому Службы ПВО Польши и ГДР отнеслись к появлению на своих радарах советского самолета спокойно и проводили его до того момента, пока МиГ пройдя всю Восточную Германию не вышел на границу с ФРГ.

Маршрут полета без пилота

  Позже представители западногерманской ПВО будут утверждать, что засекли советский самолёт и вели его с самой своей границы. Однако истребители бундесвера поднялись в воздух и попытались настичь МиГ когда он уже пересёк голландскую границу. И лишь пара американских истребителей F-15, поднявшихся с голландской базы Сустерберг на его перехват, настигла советский самолет. Подойдя вплотную к краснозвёздной машине, американские лётчики ее внимательно рассмотрели и отправили на командный пункт сообщение: «В кабине никого нет».

 Приказа сбить странную машину отдать никто не решился – как Советский Союз к этому отнесется неизвестно (а может в СССР очень любят именно этот МиГ и начнется война?) и к тому же полет уже проходил над густонаселенными районами Нидерландов и Бельгии. И тогда натовцы решили не делать ничего – авось МиГ израсходовав горючее сам потихоньку дотянет до Ла-Манша и сам добровольно упадет в море.


Но он упал точнесенько на голову бедного Вим де Лара – к несчастью для него и к великому счастью для Москвы. Дело в том что именно в этот день, 4 июля 1989 года, состоялся визит Михаила Горбачева во Францию и дотяни МиГ еще 15 километров до французской территории, то скандал получился бы неописуемый.

  А так шум удалось замять. СССР выразил семье погибшего бельгийца соболезнование и тихо выплатил ей 800 тысяч долларов компенсации. «Мы едва избежали непостижимой катастрофы. Трудно представить, что могло случиться, упади самолет на промышленные кварталы Лилля», - облегченно вздохнул министр внутренних дел Бельгии Льюис Тоббэк и выразил молчаливое желание забыть эту историю. Все без исключения чиновники натовских стран это желание молчаливо поддержали.

  И забыли. Причем о Матиасе Русте, приземлившему свою «Сесну» у стен Кремля 28 мая 1987 года слышали почти все и советскую ПВО за это не ругал только ленивый, а вот про полёт «всадника без головы» МиГ-23М (бортовой номер 29) через всю Европу помнят немногие, как почти никто и не ругает в связи с этим натовскую ПВО.

А этот неуправляемый полёт МиГа наглядно показал, что система ПВО НАТО оказалась тогда тоже «не на высоте». Ведь после пересечения «железного занавеса» полёт МиГ проходил над западногерманскими, американскими и британскими группировками войск, их системами ПВО и аэродромами с истребителями. Однако прервать полёт советского самолёта натовцы так и не решились (или не смогли).





Recent Posts from This Journal


promo aloban75 октябрь 16, 17:01 15
Buy for 50 tokens
Совсем недавно я узнал об этом музыкальном коллективе и уже успел стать их поклонником. Очень радует, что появляется все больше талантливых и творческих молодых людей с левыми взглядами, да еще так теоретически подкованных. Иначе и быть не может, ведь Коммунизм - это молодость мира!…

  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Армия, История.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ

Но и планерские качества МиГ-23М потрясающие. А вот движок подвел :-((

Как интересно... Благодарю.

И Вам спасибо)

нечто подобное рассказал мне наш сотрудник, в прошлом майор, начальник метеостанции на военном аэродроме.Летали там на СУ-9-х и вот как то в полете на приличной высоте захулиганил движок. Пилот замандражировал, сгущая краски доложил на КП и получил команду на катапультирование. Катапультировал, а через какое то время его машина ... сама вернулась на аэродром и стала "проситься на посадку". У СУшек была система автоматического возврата домой и выхода по глиссаде до высоты помнится 30 метров. Так бедная машина трижды снижалась до этой высоты, но, поскольку сажать ее было некому, она пройдя над полосой, с набором высоты уходила на следующий круг! Потом керосин кончился и самолет шлепнулся. Но когда герой явился на аэродром с басней, как он героически спасал машину, его там оборжали.

Благодарю за интересную историю)

"Ровно 30 лет назад, утром 4 июля 1989 года...", а пост от 13 июня 2019?!! Если "ровно", то надо было публиковать 4 июля 2019. Логично? Или убрать слово "ровно". Это что касается буквоедства. А по сути истории я её помню неплохо -наши (тогда ещё советские) газеты публиковали со снимками. Была гласность и был запрос на самобичевание, что естественно после многолетнего абсолютного контроля СМИ, выродившегося в позднезастойный маразм. Когда сбили корейский "Боинг" и поднялся шум на весь мир в буквальном смысле, в наших (тогда советских) СМИ под копирку было сказано "... после чего корейский авиалайнер скрылся в направлении Охотского моря" (за дословность не ручаюсь). Получился такой эвфемизм а-ля "окончательное решение еврейского вопроса".
А был ещё угон самолёта с Дальнего Востока в Японию. И из Закавказья в Турцию. Про Руста вы упомянули. А нашей украинской ракетой самолёт над Чёрным морем и враньё по всем каналам в чисто советском стиле (потом ещё учения и по жилому дому в Броварах под Киевом и снова враньё несусветное)
К чему эти примеры? Наверное история с этим МИГом через пол Европы всё таки была освещена объективно раз не помнится наше извечное "выкручивание". Тогда это очень сильно чувствовалось (интернета не было). Хотя относительно недавно сбитый малазийский Боинг над Донбасом - снова концы в воду!

800 тысяч долларов? При тех ценах? СССР очень щедрое государство, когда иностранцам платит. Своим дулю в морду!

  • 1