aloban / Андрей Лобанов (aloban75) wrote,
aloban / Андрей Лобанов
aloban75

Categories:

Непал - Красный флаг на крыше мира / Непальская революция изнутри (65 фото)




Непал расположен на территории самой высокой горной системы мира - Гималаев. Страна граничит на севере с Китаем, точнее с его автономной республикой Тибетом, по границе проходят восьмитысячники, в том числе Эверест. Он является высочайшей точкой мира (8848 метров). Вообще, в Непале расположено 8 восьмитысячников, а на планете их всего 14. Невероятные перепады высот - еще одна особенность этой территории. Так, перепад от Эвереста до низшей точки - около 8800 метров. Почти вся территория страны приходится на Гималаи, лишь одна седьмая часть свободна от гор.




Непал — одна из самых бедных и отсталых стран мира, большинство населения которой до сих пор занято в сельском хозяйстве, а значительная часть промышленных предприятий представляет собой кустарные мастерские. До настоящего времени здесь существовало крупное помещичье землевладение и сохранялось кастовое деление, а также дискриминация по национальному признаку (при этом около 50 % населения Непала относится к национальным меньшинствам).

Около 70 % жителей Непала трудятся в сельскохозяйственной отрасли. Это единственная сфера, помимо туризма, приносящая деньги в казну. Непальцы трудятся на пастбищах и террасах по выращиванию культур. В последние годы стало развиваться производство высококачественных тканей - пашмина и кашемира. Они экспортируются в Европу. Недра земли в том месте, где находится Непал, пусты: не добываются ни газ, ни нефть, ни другие ресурсы. Поэтому на городскую часть населения приходится менее 15 %. Из крупных городов можно выделить столицу - Катманду, а также Покхару, Патан, Биратнагару. Все они расположены во второй климатической зоне - с горами средней высотности. Город Катманду является современной столицей страны. Это культурный и образовательный центр Непала. Патан возглавлял государство до конца 18 века. Сегодня город носит название Лалитпур, что имеет значение "город прекрасного". Он расположен вблизи Катманду, их разграничивает священная для непальцев река - Багмати. Города Катманду, Лалитпур и Бхактапур объединяются ЮНЕСКО в один объект, охраняемый как Долина Катманду. Это область с уникальными памятниками истории, культуры и архитектуры. Главные площади городов сохранили облик Средневековья: изящные здания, узкие улицы, величественные площади.

[Spoiler (click to open)]Письменная история начинается с прибытия в Непал киратов (вкл. племена: раи (бахинг), сунвары) — монголоидного народа в VII—VIII веках до н. э.. Первые киратские короли упоминаются в Махабхарате. В это время Буддизм проник в Непал, утверждают также что во время правления седьмого киратского короля Будда и его ученик Ананда посетили Непал и останавливались в Патане. Во втором веке до н. э. индийский царь Ашока посетил Непал и воздвиг стелу на месте рождения Будды в Лумбини, до сегодняшнего дня сохранились четыре большие ступы в городе Патан в долине Катманду.

В истории Непала выделяют основные периоды правления:

• Кираты. В период с 700г. до н.э. до 300г. н.э. долиной Катманду правило монголоидное племя киратов. Именно в это время в Королевстве зарождается Буддизм.
• Личчави. В 300г. н.э. на смену киратам приходит индоевропейское племя Личчави и правят до 750г. С их приходом начинает возрождаться индуизм. Буддизм отходит на второй план.
• Тхакури. В 602г. н.э. к власти пришла династия Тхакури, правление которой продлилось до 1200г. Этот период ознаменован образованием небольших княжеств, процветанием торговли, развитием религии и ремесел.
• Династия Малла. 1200-1768гг. – время правления королевской династии Малла. Этот период считается Золотым веком в истории Непала: развивается искусство, налаживаются торговые отношения с Тибетом, строится и реставрируется большое количество святынь обеих религий.
• Династия Шах. В 1768г. к власти пришла династия Шах. В периоде правления происходят захваты территорий северной Индии и расширение границ Непала почти вдвое. После чего Англия объявила войну Королевству, и вследствие этого, согласно Сегаульскому договору 1816г., Непалу вернулась территория, примерно соответствующая сегодняшней.
• Клан Рана. В1846г. Джанг Бахадуром с заговорщиками совершил кровавый дворцовый переворот, свергнув династию Шах. К власти пришла династия Рана. На протяжении ста лет Рана использовали страну, исходя из своих личных интересов, абсолютно не заботясь о благосостоянии непальцев. В этот период не строились ни больницы, ни учебные заведения, ни дороги.
• Возвращение династии Шах. В1951г. спасшийся король Трибхуван из династии Шах вернулся и сформировал новое правительство. Страна открывается внешнему миру, начинает развиваться первый туризм.

В 1955 г. после смерти Трибхувана власть перешла его сыну Махендре, который объявил чрезвычайное положение, распустил правительство, ввел запрет на все партии провозгласил беспартийную демократию (систему панчаятов). В 1972г., когда умер Махендра, трон перешел к его сыну Бирендре. В следствии Борьбы с монархическим строем и кастовым делением общества образовались революционные группировки. Часть из них позаимствовала идеологию Мао Цзэдуна. В результате правительство потеряло контроль над рядом районов.

Коммунистическая партия Непала (маоисты) откололась от Объединенного Народного Фронта (Samyukta Jana Morcha) в 1994 по причине существенных политических расхождений. Король отказывался уступать требованиям левых партий. Подготовка маоистских группировок к вооружённой борьбе началась ещё в 1995 году, тренировка, вооружение и обучение тактике осуществлялись при содействии индийских маоистов (наксалитов), которые ведут аналогичную войну в Индии начиная с конца 60-х годов.

Основной целью маоистов являлось свержение монархии и установление «Новой демократии». Основой «Новой демократии» стали идеи Мао Цзэдуна о «блоке четырёх классов» в Китае после Новодемократической революции, когда целью является построение коммунистического общества, но в экономической сфере сохраняются в значительной мере капиталистические методы хозяйствования.

Вначале Королевская Армия Непала не вмешивалась в непосредственные сражения, потому что казалось, что проблемы можно разрешить политическими методами и при помощи полицейских мер. Под эгидой войны с терроризмом и помощи развивающимся странам, которые могут вызвать международную нестабильность, США и Индия стали оказывать военную и экономическую помощь правительству Непала. В ответ маоистские лидеры объявили, что противодействуют американскому вмешательству.

Правительство в каком-то смысле тоже приложило руку к конфликту, выпустив «провокационные» материалы, посадив в тюрьму журналистов и закрыв газеты, выступившие в защиту маоистов. Несколько раз проводились переговоры, сопровождающихся временными прекращениями огня, которые однако не привели к устойчивому миру. Правительство категорически отказывалось принять по требованию повстанцев конституцию, которая входила бы в противоречие с монархическим строем. Маоисты усиливали боевые действия, объявляя предложения правительства недостаточными. В ноябре 2004 правительство отказало их просьбе вести непосредственные переговоры с королём Гьянендра и премьер-министром Шер Бахадур Дерба, как и просьбу о посредничестве третьих сил или ООН. На 2005 под полным контролем маоистов находилась значительная часть территории страны, в основном в центральных и горных регионах, плохо контролируемых центром. Маоистские вооруженные формирования, в той или иной степени, действовали в почти всех департаментах страны. Правительство при этом удерживало столицу Катманду, несмотря на беспорядки 2004. Были сведения о задержании оружия на границе Непала с Тибетом, находящимся под властью КНР. Боевые действия и беспорядки продолжались и в 2005, а в декабре 2004 погибло около 200 человек. 1 февраля 2005 в ответ на бессилие правительства восстановить порядок в стране, король Гьянендра взял на себя полный контроль над правительством.

В результате гражданской войны пострадала туристская индустрия Непала, один из важнейших источников дохода страны, количество туристов значительно уменьшилось. Вместе с тем, маоисты официально объявили, что они не имеют ничего против приезда в Непал туристов. Более того, они разрешали им въезжать в свою зону контроля, для прохождения туристских походов в горах, при условии уплаты «революционного налога» (около двух долларов в день с человека).

Победа непальских маоистов оказала большое влияние на усиление активности маоистов в Индии. Численность на сегодняшний день оценивается в 20 тыс. человек. КНР, официально не поддерживавшая маоистов, после их победы усиливает своё влияние в Непале и старается использовать пребывание маоистов во властных структурах в своей стратегии проникновения в Южную Азию.

После подписания мирного договора между повстанцами и правительством в 2006 году коммунисты добились принятия временной конституции, упразднившей абсолютную монархию; 10 апреля 2008 года на выборах в Конституционную Ассамблею КПН (М), которая рассматривалась как временный орган власти со сроком полномочий в два года, получила около 30 % голосов избирателей и получила 220 из 575 мест. После добавления партии ещё 9 мест Советом министров партия получила в итоге 229 мест из 601 возможного. Кроме того, 103 места на выборах получила Коммунистическая партия Непала /Объединённые марксисты-ленинисты. Также в Конституционной Ассамблее представлены Коммунистическая партия Непала (марксистско-ленинская) и Коммунистическая партия Непала (объединённая). Вместе они составили квалифицированное большинство в законодательных органах власти Непала.

***
Завоевание власти маоистами произошло в условиях кастовой системы. Сам председатель Прачанда и многие члены КПН(м) являются представителями высших каст — брахманов и кшатрий. Интересно при этом, что основная масса их сторонников — представители низшей касты — неприкасаемых (далитов). Поражает именно эта крепкая боевая спайка немногих блестящих интеллектуалов из высших слоёв общества (таких как ближайший сподвижник Прачанды, доктор философских наук Бабурам Бхаттарай). Важной особенностью является горячая поддержка маоистов представителями угнетенных национальных меньшинств. "Повстанцы" завоевали их доверие требованиями равноправия национальностей (гарантировалось даже право использовать любой язык национальных меньшинств для официальных документов и пр.), повсеместной борьбой с проявлениями ксенофобии и шовинизма (вплоть до расстрела), а также обещанием о предоставлении автономии ряду областей, сдержанным впоследствии. Однако действительно уникальной особенностью революционной борьбы в Непале является участие в ней женщин, беспрецедентное по своим масштабам. В рядах повстанческой армии, по разным источникам, от 1/3 до 1/5 части личного состава – женщины. По серьезности подхода к женскому вопросу КПН (м.) не имеет себе равных (см. высказывание Прачанды о беременности и родах женщин-революционеров как общепартийной проблеме). В каждой непальской деревне имеется отделение какой-либо революционной организации женщин.

В своём интервью Прачанда говорит о массовой культурной революции, происходившей в созданных в процессе борьбы партизанских лагерях и сельских коммунах. Неплохое описание порядков в одном из таких лагерей читатель может найти в репортаже журнала «Ньюзуик». Интересно при этом, что буржуазные издания всегда негативно отзываются о мерах, принимаемых маоистами в целях духовного оздоровления нации, несправедливо называя их «пуританскими». Левым силам стоило бы обратить на них более пристальное внимание. В маоистских лагерях действует «сухой закон», запрещены азартные игры и внебрачные связи, просмотр американских и индийских вульгарных фильмов. Зато почти в каждом лагере в срочном порядке ликвидируется безграмотность, имеется интернет-центр, вечерами с бойцами проводят просветительские беседы и пр.

Идеология непальских маоистов, мягко говоря, не совсем типична для поклонников председателя Мао и в чём-то близка позиции Плеханова во время Октябрьской революции 1917 года в России. Признавая два этапа в историческом ходе непальской революции — буржуазно-демократическую и собственно социалистическую (антикапиталистическую) стадии, они предпочитают считать второй этап делом отдалённого будущего и сосредоточить усилия на развитии национального капитализма (Бабурам Бхаттарай и Прачанда неоднократно высказывались о необходимости создания благоприятного инвестиционного климата, привлечения иностранных капиталовложений и пр.) 3. Однако нужно признать, в своих убеждениях они вполне последовательны — начиная со вступления в вооружённую борьбу, они прежде всего акцентировали внимание на необходимости избавиться от феодальных (парафеодальных) пережитков. Их идеал — переходный политический строй, описанный в ранней работе Мао Цзэдуна «О новой демократии». Причём предполагается, что этот этап новодемократической республики продлится не менее 10—15 лет. В статье «Королевская регрессия и вопрос демократической республики» для обоснования этой точки зрения Бхаттарай приводит цитату Энгельса из работы «Бакунисты в действии» о невозможности немедленного и полного освобождения рабочего класса в такой промышленно неразвитой стране, какой являлась. Лидеры партии негативно относятся к ценностям свободного рынка и не намерены урезать роль государства в экономике.

Впрочем, не совсем ясно, каким образом у вчерашних партизан получится конструктивно сотрудничать с непальским бизнесом. Очевидно, что народные массы ждали от них совсем иного образа действий. В горах до сих пор разбиты военизированные партизанские лагеря (под надзором мирной миссии ООН), а во многих сёлах действуют маоистские коммуны. В КПН(м) также имеется множество сторонников более жёсткой политической линии. Вполне возможно, что под давлением масс и внутрипартийной оппозиции лидеры партии всё же скорректируют свой курс на построение капитализма. В противном случае они рискуют повторить судьбу другой крупной коммунистической партии Непала — КПН (объединённой марксистско-ленинской), полностью интегрировавшейся в существующую политическую систему и растерявшей большую часть сторонников.

Будущий коммунистический деятель родился под именем Чхаби Лал Дахал в 1954 в крестьянской семье и был старшим из восьми детей. Когда ему было 6 лет, его семью переселили из горных окрестностей Покхары в равнинные тераи в рамках националистической политики короля Махендры по «непализации юга». Однако его род принадлежал к высшей касте брахманов, что позволило Пушпе Камалу Дахалу получить основательное, по меркам Непала, образование — он окончил университет в Рампуле, где учился на агронома, стал специалистом по сельскому хозяйству, получил научную степень бакалавра и проработал школьным учителем два с половиной года.Возмущение нищетой крестьянства привело Дахала в студенческие годы в ряды революционного движения. Он проводил дополнительные занятия для неграмотных взрослых и занимался пропагандой идей Маркса, Ленина и Мао, а в 1981 вступил в Коммунистическую партию Непала (Машал). Верховный командующий Народно-освободительной армии, премьер-министр Непала с 18 августа 2008 года по 4 мая 2009 года и с 4 августа 2016 года по 31 мая 2017 года, марксист.

Читайте в качестве предисловия к данному интервью статью Ивана Лещинского «Непальский опыт освобождения». http://scepsis.net/library/id_2478.html

Читать предисловие к русскому переводу интервью с бывшим премьер-министром Непала, лидером партии маоистов – председателем Прачандой - http://scepsis.net/library/id_2479.html

https://vk.com/public97220602?w=wall-97220602_2466








































































Tags: Непал, ФОТОАЛЬБОМЫ, маоизм, фото-страны
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo aloban75 march 23, 21:00 9
Buy for 50 tokens
Сомневаюсь, что кого-то оставит это стихотворение равнодушным. Честно говоря, у меня даже слезы навернулись. И вспомнились знаменитые слова К. Маркса: Только если быть скотом, можно повернуться спиной к мукам человечества и заботиться о собственной шкуре. Автор - Гарри Азарян, читает - Надежда…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments