aloban / Андрей Лобанов (aloban75) wrote,
aloban / Андрей Лобанов
aloban75

Categories:

Борис Юлин vs Сергей Новиков (РКРП). Формационный подход: выдержал ли метод проверку временем?

18 февраля 2020 года в клубе "Алиби" состоялась теоретическая дискуссия относительно пригодности формационного подхода к изучению общественного процесса. Спикерами выступили историк и военный эксперт Борис Юлин и историк и руководитель Идеологической Комиссии МК РКРП Сергей Новиков. Основная полемика разгорелась по двум вопросам: о правильности типологии, делящей историю на пять формаций (тут, в частности всплывал вопрос о рабовладельческой формации) и о тезисе последовательной смены одной формации на другую.





А вообще данная дискуссия это более развернутое освещение вопроса предыдущего доклада Бориса Витальевича на данную тему. Поэтому повторюсь с тезисами так, как их понял я:

1) Деление исторического процесса на общественные формации (всем известная пятичленка: первобытно-общинный строй,
рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический) имеет весьма условный характер.

2) Не все народы и цивилизации прошли через рабовладельческий строй. Ранее я считал, что его миновали германские племена и славяне. Рабство у них тоже было, но вряд ли это можно назвать строем в плане производственных отношений.

И вот оказывается, по сути не было классического рабовладения в Спарте, Персии и даже на периферии Римской империи. Там скорее были уже элементы феодализма.

3) То что мы понимаем под рабством на удивление возникает уже в более развитых обществах - в Российской империи крепостное право в эпоху позднего феодализма и в южных штатах США при капитализме.

А в данном случае, что запечатлено в этом видео, рассмотрено еще глубже и подробнее.


[Хронометраж дискуссии:]Хронометраж дискуссии:

0:33 – выступление Бориса Юлина
11:43 – выступление Сергея Новикова

Часть 2 дискуссия между спикерами

33:12 - выступление Бориса Юлина
39:25 - выступление Сергея Новикова
43:09 – выступление Бориса Юлина
48:40 – выступление Сергея Новикова
54:55 – выступление Бориса Юлина
58:15 – 1:30:45 (вопросы зала)
58:15 – если рабовладельческой формации не существует, что тогда было уничтожено во время падения Рима? (Вопрос Борису Юлину)
1:02:02 сек – как Вы охарактеризуете рабское положение раба с экономической стороны? (вопрос Борису Юлину); Были ли классики настолько недальновидными раз они рассматривали в отдельности формации, может быть стоило выделить экономические и неэкономические и не выделять, например феодальную формацию и остальные? (вопрос Сергею Новикову)
1:10:43 – можно ли считать, что для порабощения людей нужно было работать над их сознанием, то есть заранее их подготовить что бы они стали рабами? (вопрос обоим)
1:16:23 – что общего в материальных условиях появлении рабства в разных регионах и исторических эпохах (Афины, Карфаген, Рим, Средние века, Новое время) и где в современных сходные условия уже созданы? (вопрос Борису Юлину)
1:21:19 – как в вашем понимании должно выглядеть движение в будущее (развитие пролетарского самосознания и т. д.)? (вопрос обоим)
1:28:14: – в чем причины появления классового общества? Исторический процесс случаен или закономерен? Если закономерен, то в чем лежит основная закономерность?
1:30:45 – 1:37:40 (интересное выступление в прениях)
1:37:40 – заключительное слово ведущего Романа Осина
1:40:35 – заключительные выступления спикеров



Tags: Борис Юлин, исторический материализм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo aloban75 march 23, 21:00 15
Buy for 50 tokens
Сомневаюсь, что кого-то оставит это стихотворение равнодушным. Честно говоря, у меня даже слезы навернулись. И вспомнились знаменитые слова К. Маркса: Только если быть скотом, можно повернуться спиной к мукам человечества и заботиться о собственной шкуре. Автор - Гарри Азарян, читает - Надежда…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments