Борис Юлин:
Многие любят упоминать к месту и не к месту "кризис среднего возраста", как что-то почти неизбежное.
Напишу о нём и я.
Нет, я не доктор, не психолог и не психоаналитик. Просто проблема "кризиса среднего возраста" - не медицинская (и, кстати, сами медики это знают, обыватель не знает). Это социальная проблема. А значит историку о ней говорить вполне уместно.
Как пишут, Кризис среднего возраста — долговременное эмоциональное состояние (депрессия), связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте, когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»).
Но проблема массовости этого "кризисного явления" проистекает от принятого в современном, капиталистическом, обществе метода морального стимулирования простонародья.
Гражданам внушается, что, приложив достаточно усилий, любой из них может стать успешным капиталистом, топ-менеджером, политиком или высоким начальником. И на это "морковку для ослов" ведутся многие, очень многие.
Люди пытаются попробовать себя в бизнесе, шоу-бизнесе, построить карьеру. И почти каждый из пробующих чувствует себя личинкой миллионера. Вот-вот эта личинка окуклится и из куколки развернутся баксовые крылья прекрасного миллионера!
Но если таую морковку вешают перед каждым ослом, то дотянутся до нею дадут одному из тысяч. И даже этим еденицам только для того, чтобы остальные сохранили веру в достижимость морковки.
А потом, когда человек чувствует, что жизнь начинает клониться к закату, он понимает со всей очевидностью, что морковку он уже не достал и не достанет. Что жизнь прожита зря и он так и остался быдлом, голодным и уставшим ослом. И остаётся чувство обманутости, но при полном непонимании, кто и как обманул.
Просто обман продолжает действовать. Человек считает неудачником лично себя, а окружающие ему напоминают об упущенных им возможностях и недостатке приложенных усилий.
Но морковка ведь по любому достанется только одному из тысяч!
Значит и чувство вины и неполноценности - оно тоже ложное, внушаемое, чтобы скрыть обманщиков, повесивших перед носом морковку.
И именно по этому не бывает "кризиса среднего возраста" у тех, кто не был заражён "американской мечтой" об успехе в денежном выражении. Кто занимается любимым делом ради дела, а не ради успеха. Кто не стремится стать богатым.
Но управлять быдлом без морковки нельзя. И потому будут и дальше миллионы простолюдинов переживать тяжелейшую долгую депрессию (а кто-то и не переживёт) на склоне лет. а их дети будут считать их неудачниками и устремляться в погоню за собственной морковкой.
И есть только один рецепт убрать это карму с простых людей - создать общество, где жизнь строится достойной для всех, а не только для владельцев морковки и единиц выигравших гонку за морковкой.
http://nurman.ru/news/jarl-burenstam/o-krizise-srednego-vozrasta-r8469/
Journal information